Новости
ОП РФ предлагает доработать проект перечня товаров для детей-инвалидов, приобретаемых за счет маткапитала
18 декабря 2015
С 1 января 2016 года средства материнского капитала можно будет направить на социальную реабилитацию детей-инвалидов (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 348-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ; далее – Закон № 348-ФЗ). Для реализации этой возможности Минтруд России подготовил проект Перечня товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, приобретаемых за счет средств материнского (семейного) капитала (далее – Перечень) 1. Перечень содержит в себе несколько разделов, каждый из которых объединяет однородные товары или услуги: технические средства, приспособления для мобильности и развития детей-инвалидов, тренажеры, спортивное оборудование, санитарно-гигиеническое оснащение, средства для коммуникации и реабилитационные мероприятия.
Во время обсуждения данного документа 17 декабря в Общественной палате РФ эксперты обратили внимание, что многие товары и услуги, включенные в Перечень, уже содержатся в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее – Федеральный перечень). Напомним, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, а также получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем, за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ). И в Перечне, и в Федеральном перечне содержатся, например, медицинские термометры с речевым выходом, специальные устройства для оптической коррекции слабовидения (лупы) и устройства для чтения говорящих книг . Таким образом, Минтруд России предлагает родителям приобрести за счет средств материнского капитала те товары, некоторые из которых они имеют право получить бесплатно. Если Перечень принимать в том виде, в котором он находится сейчас, жизнь семей с детьми-инвалидами только усложнится , – заключил председатель правления Национального центра проблем инвалидности, консультант Общероссийского народного фронта по делам инвалидов Александр Лысенко .
Кроме того, эксперт указал, что многие товары и услуги записаны в Перечне таким образом, что объединяют в себе целые группы средств реабилитации – например, специальные вспомогательные средства для пользования компьютерами или средства малой механизации для детей-инвалидов без конкретного названия каждого из них. Это может привести к тому, что при решении вопроса о компенсации затрат на тот или иной товар за счет материнского капитала будут возникать вопросы: относится ли он к указанной группе или нет? Но наибольшую озабоченность у меня вызвал раздел Перечня, посвященный реабилитационным мероприятиям. Он включает услуги логопеда, услуги по уходу и сопровождению, занятия с медицинским психологом, слухоречевую реабилитацию и т. д. Сейчас большинство из этих услуг оказывается бесплатно [например, если они относятся к восстановительной терапии (п. 1 Федерального перечня). – Ред. ]. Да, иногда ребенку требуется больше занятий, чем государство готово оплатить. Но если оставить их в Перечне, назначать бесплатные занятия станут реже , – убежден Александр Лысенко.
При этом вопросы вызывает не только сам факт включения этих услуг в Перечень, но и их формулировка. Хотелось бы более четко понять, что подразумевается под услугами логопеда, медицинского психолога, под творческими развивающими занятиями, указанными в Перечне. Такие размытые формулировки могут привести к тому, что найдется большое количество людей, которые будут готовы за деньги родителей оказывать данные услуги. Но ребенку они не помогут , – высказался директор ФГБНУ Институт коррекционной педагогики , д. п. н. Николай Малофеев .
Заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Елена Утунова считает, что в Перечне не должно быть недорогих наименований, средства на которые инвалиды могут изыскать сами либо через специализированные фонды: Материнский капитал – это стратегический баланс. Так что не стоит измельчать Перечень до мелкого спортинвентаря . С такой точкой зрения не согласился Николай Малофеев: Может быть, мы будем доверять родителям и позволим им самим решать, что нужнее ребенку на данном этапе? Кому-то, может быть, нужна и не очень дорогостоящая вещь. Развивающие игры, в том числе компьютерные, должны быть в Перечне . Сейчас Перечень не включает в себя компьютерные игры.
Однако некоторых товаров, по мнению специалистов в Перечне, напротив, не хватает. Начальник Управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента социальной защиты населения г. Москвы Ирина Калиниченко предложила добавить в Перечень автомобили и специальные кресла для перевозки детей-инвалидов. А председатель РОО Наши дети Ирина Боровова считает, что в него нужно включить услуги по переоборудованию имеющегося в семье автомобиля для перевозки ребенка с инвалидностью. Помимо этого, эксперт предложила дополнить Перечень протезированием зубов, восстановлением кожных и волосяных покровов и другими процедурами, которые необходимы детям с онкологическими заболеваниями.
Узнайте, куда обратиться за сертификатом на материнский капитал, из Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Еще один спорный момент заключается в порядке получения товара или услуги из Перечня. Чтобы семьям с детьми-инвалидами предоставили тот или иной товар либо услугу, потребность в них должна быть прописана в индивидуальной программе реабилитации (п. 4 ст. 1 Закона № 348-ФЗ ). Юрист проекта Русфонд.Право Наталья Кудрявцева пожаловалась, что сотрудники бюро медико-социальной экспертизы при заполнении индивидуальной программы часто заносят туда слишком мало мероприятий, а раздел спорт и вовсе оставляют незаполненным. В связи с этим средства реабилитации, включенные в Перечень в разделе Тренажеры, специальное спортивное оборудование и инвентарь для адаптационного отдыха , родители детей-инвалидов едва ли смогут получить. Речь идет о подиумах для фехтования, столах для настольного тенниса для слепых, санях для следж-хоккея, брайлеровском домино и т. д. Правда, необходимость включения спорттоваров в перечень тоже вызывает сомнения. Сегодня ребенок хочет заниматься одним видом спорта, завтра – другим. Кроме того, некоторое оборудование для спорта – например, спортивные протезы, – подлежит замене по мере роста ребенка. За чей счет его будут менять? – задалась вопросом Наталья Кудрявцева.
В настоящее время проводятся общественные обсуждения Перечня, при этом он должен вступить в силу одновременно с Законом № 348-ФЗ. то есть с 1 января 2016 года. Однако все эксперты сошлись во мнении, что документ еще требует доработки. Я понимаю, что у Минтруда России есть ограничения по срокам. Но в то же время с 1 января выпустить документ невозможно , – считает Александр Лысенко. Член Совета Общественной палаты РФ Владимир Слепак подытожил: Я призываю Минтруд России до нового года учесть все высказанные замечания, постараться заключить все необходимые договоры, получить согласования и сказать общественности, что Перечень требует доработки, и, может быть, поэтапного принятия. Не нужно создавать излишнюю социальную напряженность .
- ПОДРОБНЕЕ
Таврели как способ социальной адаптации детей-инвалидов
НАПРАВЛЕНИЕ: Массовый спорт, физическая культура, оздоровительный досуг и активный отдых для людей с ограниченными физическими возможностями
КАТЕГОРИЯ: Мероприятие, направленное на популяризацию массового спорта, оздоровительного досуга и активного отдыха среди людей с ограниченными физическими возможностями, привлечение их к регулярным занятиям физической культурой и спортом
Таврели как способ социальной адаптации детей-инвалидов
Организатор: Федерация по русским шахматам
Даты реализации: Начало реализации проекта: декабрь 2014. Окончание реализации проекта: сентябрь 2015.
Телефон: Телефон +7 (926) 351 5174
Проблема детей-инвалидов остаётся одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходит в специальных интернатах и практически изолированно от общества. Само понятие «ребенок-инвалид» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Детство в жизни ребенка-инвалида является важным этапом и необходимо исходить из принципов приоритетности подготовки этих детей к полноценной жизни в обществе, развивая у них общественную значимость и творческую активность, воспитывая в них высокие нравственные качества, патриотизм и гражданственность.
Главная задача проекта - снять психологические барьеры между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями. Древнеславянская игра таврели - это великолепный способ достичь максимального положительного результата социальной адаптации детей-инвалидов и снятия психологических барьеров при общении со здоровыми детьми.
Настольная игра таврели похожа на шахматы, но в ней фигуры не убивают друг друга, а берутся в плен и освобождаются, то есть таврели - более гуманная игра. В ней игроки строят башни, создают военные команды, учатся мыслить комбинаторно. Все это способствует формированию духа коллективизма, ощущения причастности к серьезному общему делу. Игра проходит в трех измерениях, как наш мир, она интересна и в ней широкое поле для творчества и сообразительности. Постоянное занятие этой игрой формирует у детей объемно-пространственное мышление, учит усидчивости, умению анализировать ситуацию, просчитывать ходы соперника и свои, побеждать в уме.
Многолетняя практика показывает, что дети за игральной доской забывают обо всем, полностью погружаясь в игру. Формируя смешанные команды детей (здоровые дети и дети с ограниченными физическими возможностями), мы сможем достичь эффективного результата социальной адаптации. Зачастую дети с ограниченными возможностями более усидчивы, более способны к продолжительной интеллектуальной деятельности. Напротив, современные дети, подверженные формирования клипового мышления, не всегда способны к запоминанию нового и продолжительной интеллектуальной работе. В смешанной детской команде каждый будет помогать друг другу, болеть за результаты другого, ребенок с ограниченными возможностями может стать лидером, т.е. капитаном команды.
В результате реализации предлагаемого проекта постепенно будет снижаться уровень негативного восприятия детей с ограниченными возможностями. В основе их взаимоотношений будет лежать, прежде всего, дружба и помощь друг другу.
Основные цели и задачи проекта:
Календарный план реализации проекта (поэтапный):
Подробная информация о деятельности Федерации по русским шахматам:
Федерации по русским шахматам в Youtube:
Полное описание проекта
Проект ЕС помог узбекским детям-инвалидам перейти в обычные школы
09:58 02.08 (обновлено 10:02 02.08) Получить короткую ссылку
Проект ЕС Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане стартовал в марте 2014 году и был реализован совместно с рядом министерств и ведомств Узбекистана, а также Республиканским центром социальной адаптации детей.
ТАШКЕНТ, 2 авг — Sputnik. Проект ЕС по инклюзивному образованию в Узбекистане в 2014-2016 годах позволил 800 детям-инвалидам перейти на учебу в обычные школы и детсады в республике, сообщает пресс-служба представительства ЕС в Узбекистане во вторник.
Около 800 детей в возрасте от 2 до 10 лет с особыми образовательными потребностями были включены в процесс обучения в 15 пилотных школах и 15 пилотных детских садах, где наряду со своими сверстниками получают знания на равных условиях , — указывается в сообщении по итогам реализации проекта.
Проект ЕС Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане стартовал в марте 2014 году и был реализован совместно с рядом министерств и ведомств Узбекистана, а также Республиканским центром социальной адаптации детей.
В рамках проекта, в Ташкенте и четырех регионах страны были открыты пять пилотных ресурсных центров.
Они являются ключевым звеном между родителями, общественностью и педагогами в продвижении инклюзивной формы образования , — уточняет ЕС.
Центрами были организованы встречи с родителями, а также методические семинары и тренинги для учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов, воспитателей детских садов.
В результате проделанной работы, отечественные и зарубежные эксперты разработали проект Национальной стратегии по инклюзивному образованию, который уже отправлен на рассмотрение и утверждение в соответствующие министерства и ведомства , — сообщила руководитель проекта Стефания Алишаускене, которую цитируют местные СМИ.
Источники: http://m.garant.ru/news/677827/, http://mass-sport.org/member/tavreli-kak-sposob-socialnoy-adaptacii-detey-invalidov.html, http://ru.sputniknews-uz.com/society/20160802/3470142.html
Комментариев пока нет!