Проблемы адаптации детей мигрантов





В «ЯБЛОКЕ» обсудили проблемы обучения и адаптации детей мигрантов в московских школах

Вчера в офисе партии ЯБЛОКО прошел круглый стол Обучение и социализация детей мигрантов в образовательных организациях города Москвы . Итогом мероприятия стало обсуждение проекта резолюции по разработке новых образовательных стандартов, создающих безбарьерную среду для всех нуждающихся в получении качественного образования.

В мероприятии приняли участие секретарь Политкомитета партии ЯБЛОКО , профессор Галина Михалева, заместитель Гендерной фракции ЯБЛОКО Ольга Радаева, директор центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев, директор Центра адаптации и обучению детей беженцев Екатерина Кокорина, президент межрегионального узбекского землячества Ватандош Усман Баратов и другие. Модератором выступил заместитель председателя Московского ЯБЛОКА , муниципальный депутат Григорий Семенов.

В столице постоянно проживают тысячи детей из семей мигрантов. По закону, все они имеют право посещать школу и получать полноценное среднее образование. Такую гарантию дает ст. 43 Конституции РФ. На практике ситуация совершенно иная.

Открывая мероприятие, Григорий Семенов отметил, что образование в нашей стране является одновременно и правом и обязанностью. Образование — это не бонус, это один из тех столпов, на котором зиждется наше общество, человек образованный – это благо для общества , – сказал он.

Проблемы детей мигрантов решаются, в том числе, и реформами законодательства , – отметил Семенов.

Галина Михалева сказала, что проблема обучения детей мигрантов не исключительно российская проблема, в любой стране миграция – это признак глобализации. Задача тех стран, куда приезжают беженцы и мигранты, находящиеся вне контекста культуры и стремящиеся улучшить свою жизнь или обезопасить детей, решить вопрос механизма интеграции. В России об этом никогда не думали, не рассчитывали, к мигрантам относятся как к людям второго сорта, к их детям еще хуже , – отметила она.

Согласно официальной статистике, каждый год 17 млн человек приезжают в Россию, 2 млн 759 тысяч из них работают (данные ФМС).

Нам пытаются преподнести эту проблему как что-то новое, но существуют успешные мировые практики, механизмы интеграции уже разработаны, и их можно использовать, – сказала Михалева, – Везде есть понимание того, что проблему надо решать на государственном уровне .

Михалева пояснила, что адаптация к культуре происходит через обучение детей и родителей, дополнительных языковых курсов в школах, знакомство с культурой.

Екатерина Кокорина рассказала о проекте обучения и адаптации детей-беженцев. Главная проблема: московские школы не принимают детей приезжих в московские школы из-за отсутствия документов. При этом, согласно новому закону министерства образования, который определяет процедуру приема детей в школу, в интернет-заявке необходимо внести данные о регистрации. У детей в результате нет никакой возможности обучаться.

По мнению специалиста, для глубокого понимания проблемы необходимо проводить социологические исследования. Также она заявила о необходимости обжаловать приказ министерства образования, но для этого необходим конкретный заявитель (родитель).

Усман Баратов отметил, что приток людей, не владеющих русским языком, в России увеличился. В школе дети не могут идти наравне с остальными, из-за этого страдает весь класс , – сказал он. По мнению Баратова, в школах необходимо проводить дополнительные занятия по русскому языку для приезжих учеников.

Ольга Радаева считает, что необходимо действовать сообща: Мы должны связываться с зарубежными экспертами, анализировать опыт их стран, как позитивный, так и негативный .

Она привела в пример обучение детей-мигрантов в Великобритании, где воспитывают чувство толерантности по отношению к людям других культур. У нас этого нет и не было. Видимо, надо властям давать практические намеки, иначе ситуация будет усугубляться , – заключила она.

Дмитрий Полетаев представил исследование, созданное на основе глубинных интервью с директорами школ, по проблемам обучения детей-мигрантов.

По статистике, около 14 % женщин приезжают в Россию с детьми. Дети мигрантов получают доступ к обучению в последнюю очередь, места распределяются между детьми москвичей и россиянами из других регионов.

Он отметил, что ученики, которые обучались в российских школах, а потом возвращаются назад —это проводники российской культуры на родине. Это создание лояльности, в других странах программы лояльности стоят больших денег , – сказал он.

В конце мероприятия участники обсудили проект резолюции для Департамента образования Москвы и других ведомств. В ней участники предлагают выработать новые образовательные стандарты, создающих безбарьерную среду для всех нуждающихся в получении качественного образования.

В Петербурге реализуется проект по адаптации детей мигрантов

В Петербурге реализуется проект по адаптации детей мигрантов. Данный уникальный проект был инициирован Фондом поддержки добровольного переселения соотечественников Ориентир при непосредственном участии Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга. Проект проводится с 1 сентября по 15 ноября, и затронет в первую очередь изучение проблем адаптации детей мигрантов в северной столице. Nation-news.ru узнали подробности нового проекта из первых рук.

На первом этапе реализации проекта Исследование проблем языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов в Санкт-Петербурге , было проведено социологическое исследование среди школьников 7-8 классов общеобразовательных школ в четырех районах города. В ходе соцопроса были выявлены и систематизированы основные проблемы адаптации и интеграции детей-мигрантов и их родителей.

Отдельный опрос был проведен среди учителей школ. Вопросы анкеты были направлены на выявление основных проблем при работе с детьми из семей мигрантов и путей их решения.

На основании социологических данных, научным коллективом Фонда Ориентир была разработана целевая программа языкового и социокультурного сопровождения семей мигрантов. Программа содержит в себе рекомендации для общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, рассмотрение проблемы социальной адаптации детей мигрантов. а также методы работы по адаптации детей из семей мигрантов в условиях учебы.

13 ноября, как сообщили Nation-news.ru в Комитете по молодежной политике, состоится финальный этап проекта. На базе Информационно-методического центра Центрального района пройдет круглый стол Социокультурная и языковая адаптация детей мигрантов в общеобразовательной школе с презентацией результатов социологического исследования и обсуждением рекомендаций по совершенствованию механизма адаптации и интеграции детей мигрантов и их родителей.

В мероприятии примут участие представители правительства Петербурга, Санкт-Петербургского Дома национальностей, УФМС России по городу и Ленинградской области, Информационно-методического центра Центрального района, главы муниципальных образований, а также представители РОНО, директора школ, психологи и социологи.

Напомним, что в Петербург, согласно данным Федеральной миграционной службы, ежегодно приезжают от 200 до 300 тысяч человек мигрантов.

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями усиливаются процессы миграции населения: семьи всё менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природносредовые условия проживания и жизнедеятельности. Кардинальная смена привычных условий жизни, вызванная переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка дошкольника из семьи мигрантов и трудностям в социальной адаптации в обществе сверстников.

Многие дети-мигранты испытывают дискомфорт, оказываются в ситуации культурного шока, вызванного воздействием иной культуры. Они испытывают затруднения при культурно-образовательной адаптации чаще всего по причине отсутствия навыков вербального общения на языке большинства. Н.М. Лебедева выделяет ряд проблем, с которыми сталкиваются дети-мигранты: степень материальной обеспеченности жизни семьи; состояние здоровья ребенка-мигранта; сложившаяся в регионе система общественного образования и воспитания; развитость общественной и государственной заботы о детях на федеральном и региональном уровнях [1, c. 48]. Эти проблемы необходимо учитывать педагогам при организации образовательного процесса с такими детьми.

Решение вопроса о социальной адаптации детей-мигрантов сталкивается и с другими сложностями: недостаточность научно-теоретического обоснования проблемы; не разработанность педагогической системы поддержки и сопровождения образования и воспитания личности дошкольника-мигранта; недостаточная готовность работников ДОУ к созданию условий, обеспечивающих адаптацию детей к новой социальной среде через взаимодействие с их родителями. Все это приводит к тому, что многие дошкольные учреждения не проводят работы по педагогической поддержке и сопровождению детей-мигрантов. Кроме этого успешности социальной адаптации детей-мигрантов способствует всесторонняя педагогическая поддержка со стороны образовательного учреждения и взаимодействие педагогов-психологов, родителей и воспитателей.

Актуальность проблемы поддержки, защиты и сопровождения детей-мигрантов заключается в необходимости подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений для создания для ребенка-мигранта всех социально-педагогических условий, способствующих его гармоничному развитию, всестороннему становлению личности, а также полноценном взаимодействии его в обществе сверстников.

1. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М. ИЭА РАН. 1993. 214 с.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2010 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Ребенок в окружающем мире .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Источники: http://www.yabloko.ru/mobile/regnews/moscow/2015/03/25_2, http://nation-news.ru/169597-v-peterburge-realizuetsya-proekt-po-adaptacii-detei-migrantov, http://www.rae.ru/forum2010/23/192





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения