Проблема адаптации детей доме ребенка





Проблемы адаптации детей, воспитывающихся в доме ребенка

Особенности адаптации детей в доме ребенка

У ребенка в первые годы жизни формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования социальной микросреды, в которой ребенок растет и развивается.

Изменения среды диктуют и изменения поведения, что является достаточно трудной задачей в раннем возрасте и часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка. Проблема социальной адаптации детей, поступающих в детский коллектив, достаточно глубоко изучена за последние годы.

При этом речь идет о переходе ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского учреждения. Это особая социальная микросреда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями детских учреждений такого типа являются: во-первых, длительное совместное пребывание значительного числа детей, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей и увеличению утомлений.


Руководство для врачей домов ребёнка ,
Л.В. Дружинина

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно.

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации.При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного.

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются.

Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.). Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими.

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина.

Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7 — 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15 — 20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная.

Все нарушения в поведении более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше 20 — 30-го дня. Период угнетения ориентировочной активности в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 — 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение 1-го месяца; значительна задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30 — 35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми.

Характеризуется значительной длительностью (2 — 6 мес и больше, иногда свыше 6 мес) и тяжестью всех проявлений. Может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся.

Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического.

Очень важно целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка для обеспечения адекватного поведения его в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей один из главных в организации жизни детей в условиях дома ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и не допускать проявлений тяжелой.

При переводе ребенка из одной группы в другую надо заранее знакомить его с интерьером новой группы (за 1 — 2 мес), персоналом, детьми, обеспечить внимательное отношение персонала, чаще ласкать ребенка, брать его на руки, разрешить принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из прежней группы, не менять режим в течение адаптационного периода, не назначать прививки или другие травмирующие процедуры. Следует фиксировать в истории развития.

Проблема адаптации детей в доме ребёнка

74 КБ. 569785.doc Автор: Оболдина Наталья Сергеевна, 30 Мар 2015

Работая в доме ребенка, мы сталкиваемся с разными степенями адаптации детей. Видим проявления адаптационного синдрома. Важно понять, что адаптивные возможности ребёнка, как и здоровье закладываются до его рождения. Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка нежеланны. Еще в период внутриутробного развития организма подвергаются импринтингу, то есть запечатление негативных последствий стресса матери в период беременности. Нежеланная беременность приводит к стрессу организм матери, происходит дисбаланс гормонов в её организме, а на фоне этого дисбаланса истощается организм ребёнка. Таким образом, происходит внутриутробное закладывание предпосылок к нарушению адаптации ребёнка.

Данный материал может быть полезен педагогам, психологам, специалистам, работающим в доме ребёнка, в ДОУ с детьми раннего возраста; с детьми с особыми потребностями. А также студентам педагогических колледжей, ВУЗов при изучении проблем адаптации детей раннего возраста.

В презентации раскрыты виды, этапы, степени тяжести адаптации, характеристика протекания адаптационного синдрома, алгоритм тренировки социальной адаптации у детей раннего возраста.

Консультацию можно проводить с коллективом в качестве обучения (для молодых специалистов, недавно поступивших), либо закрепления теоретических знаний по адаптации детей раннего возраста. После ознакомления с материалом, в качестве закрепления теоретических знаний, необходимо обговорить на конкретном примере протекание адаптации. Продумать, мероприятия, способствующие предупреждению тяжелого адаптационного синдрома.

Подбирая материал к данной консультации, мне хотелось обратить внимание педагогов на то, что адаптация детей раннего возраста - это один из значимых факторов, влияющий на полноценное развитие ребёнка в будущем.

ГУ РК « Сыктывкарский специализированный дом ребёнка»

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар

Старший воспитатель Оболдина Наталья Сергеевна


Автор: Оболдина Наталья Сергеевна

Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям дома ребенка

наталья торсукова
Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям дома ребенка

Дети,попадающие в дома ребенка ,в детские дома и школы-интернаты ,как правило,имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере,нарушении социального взаимодействия,неуверенности в себе,снижении самоорганизованности и целеустремленности,что приводит к значительному ослаблению силы личности .Ребенок ,растущий в условиях дома ребенка ,как правило,не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны,нервозны и поспешны :он одновременно домогается внимания и отторгает его,переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Все дети, живущие в доме ребенка ,вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия ,создающие эмоциональное напряжение,тревожность,усиливающие агрессию. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера,часто вовсе не замечают обиды,просьбы и даже слез сверстника. Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу,через адекватную для воспитанников агрессию,а порой-через асоциальные формы поведения. Для практического изучения проблем адаптации детей к условиям дома ребенка нами было организованно и проведено исследование. В исследовании приняли участие 10 детей-воспитанников дома ребенка. Эксперимент проходил на базе урайского специализированного Дома ребенка ,при участии психолога и социального педагога учреждения.

Цель эксперимента :Проанализировать проблемы адаптации детей к условиям дома ребенка .

Задачи эксперимента :Изучить уровень тревожности воспитанников.

Исследовать уровень агрессии воспитанников. Проанализировать уровень самооценки воспитанников. Изучить сформированность коммуникативных навыков воспитанников. Для определения уровня тревожности воспитанников дома ребенка ,нами была использована методика - опросник. Проведя диагностическое исследование,мы получили следующие результаты. Исследовав уровень тревожности у детей дома ребенка -воспитанников детского дома ,мы получили,что низкая тревожность у 0% воспитанников,средний уровень тревожности у 40% воспитанников,высокий уровень тревожности у 60% воспитанников. Мы разработали следующие рекомендации для решения проблем адаптации детей. На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами :

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр.

3. Можно использовать часть инструкции или правил из игры,в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию,техника глубокого дыхания,занятия йогой,массаж и просто растирания тела. Деятельность дома ребенка по адаптации воспитанников может осуществляться через реализацию следующих программ :

б)Программа Расти здоровым

По окончанию работы по программам нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик,что и в начале исследования. Для того,чтобы доказать,что результаты первичной и вторичной диагностики значительно отличаются,и в ходе работы с воспитанниками дома ребенка удалось добиться значительных изменений по всем дигностируемым показателям,применим метод статической обработки данных.

Сравним табличные значения. Первичная диагностика-низкая тревожность у 0% воспитанников,средний уровень тревожности у 40% воспитанников,высокий уровень тревожности у 60% воспитанников. Вторичная диагностика-низкая тревожность у 10% воспитанников,средний уровень тревожности 80% воспитанников,высокий уровень тревожности 10% воспитанников. На основе данных,полученных в ходе проведения констатирующего и контрольного эксперимента,был проведен сравнительный количественный и качественный анализ,который показал :Низкий уровень тревожности повысился на 10%,в то время как высокий понизился на 50%.Средний уровень тревожности после формирующего эксперимента повысился на 40%. По определенным нами параметрам тоже произошли положительные изменения. Социальное доверие проявляют 60% воспитанников,что на 40% выше,чем до работы с использованием комплекса. Высокий уровень социальной активности проявляет на 10% воспитанников больше. По параметру агрессивность агрессивность наблюдается значительное понижение на 70%.Чувство включенности группу присутствует у 80% воспитанников,что на 50% выше, чем во время констатирующего эксперимента. Согласно полученным результатам в ходе работы,мы видим,что результаты контрольного эксперимента имеют положительную динамику.

Таким образом,можно сделать вывод о том,что социально-педагогическая работа,проводившаяся с воспитанниками дома ребенка ,дала положительные результаты. Удалось понизить уровень тревожности,уровень агрессии,повысить самооценку и уровень коммуникативных способностей воспитанников дома ребенка ,что способствует преодолению проблем их социализации и адаптации .

Прикреплённые файлы:

Источники: http://www.kelechek.ru/rukovodstvo_dlya_vrachey_domov_rebnka/problemy_adaptacii_detey_vospityvauschihsya_/, http://pedportal.net/po-zadache/upravlenie-dou/problema-adaptacii-detey-v-dome-rebenka-462086, http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-specifika-adaptaci-detei-sirot-i-detei-ostavshihsja-bez-popechenija-roditelei-k-uslovijam-doma-rebenka.html





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения