Приемы психологической адаптации детей





Факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка к разводу

Адаптация детей после развода родителей зависит от мно­жества факторов, относящихся как к ребенку, так и к родите­лям, и к особенностям взаимоотношений в семье в период до, во время и после развода. Рассмотрим основные из них.

Качество родительства в ситуации развода. В период, предшествующий разводу, количество времени, уделяемого ро­дителями ребенку, внимания, вовлеченности родителей в учеб­ную и социальную деятельность ребенка, объем финансовых затрат был ниже, хуже было качество детско-родительских вза­имоотношений (Sun, 2001; Sun, Li, 2001,2002). Первые несколько лет после развода родители охвачены собственными пережи- ваниями, кроме того, они должны справляться с трудностями воспитания ребенка в неполной семье и решать экономические проблемы. У них чаще выявляются не только эмоциональная лабильность, но и депрессия, алкоголизм, психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ по срав­нению с состоящими в браке (Hetherington, СохМ. CoxR. 1982; Wallerstein, Kelly, 1980). Собственные переживания ребенка, особенности его поведения в этот период (злость, депрессия и т.п.) еще более затрудняют эффективное родительство. Как поясняет Г. Фигдор, «разведенная мать, которая сама страдает из-за развода, ни в чем так остро не нуждается, как в абсолют­но послушных, как можно более самостоятельных, не очень нуждающихся во внимании и терпении детях В то же время ребенок нуждается в матери, которая была бы до такой сте­пени самоотверженна, терпелива, заботлива и проникновенна, какой она, собственно, до сих пор еще никогда не была» (2006, с. 29—30).

После развода страдают взаимоотношения ребенка с обо­ими родителями, в том числе с опекающими матерями, осо­бенно это выражено в группе детей дошкольного возраста. Очень характерно переживаемое ребенком уменьшение по­зитивной вовлеченности опекающего родителя: дети считают, что родитель стал уделять им меньше внимания, проводить меньше времени вместе; оказывать меньше эмоциональной поддержки. Они часто сталкиваются с большей непоследова­тельностью и строгостью предъявляемых к ним требований (.Kunz, 2001).

Психическое и психологическое состояние родителя, с ко­торым проживает ребенок после развода, качество детско- родительских отношений с ним до и во время развода являются важнейшими предикторами адаптации ребенка к психотравмирующему изменению семейной ситуации (Kelly, 2000; Ash, Derdeyn, 1997). Проживание после развода с депрессивным, тревожным родителем или родителем, имеющим личностное расстройство, является для ребенка фактором риска и ассоциируется с эмоциональными нарушениями, социальной и ака­демической неуспешностью (Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Hetherington, 1999; Kalter, Kloner, Schreiser, Okla, 1989; Kline, Johnston, Tschann, 1990). Депрессия и тревога у матери в начале бракоразводного процесса была сопряжена с эмоциональны­ми расстройствами у детей спустя 2 года после развода (Kline, Tschann, Johnston, Wallerstein, 1989). Алкоголизация матерей после развода коррелировала с более низкой успеваемостью детей, нарушенными взаимоотношениями со сверстниками (Guiduhaldi, Perry, 1985). На адаптацию детей младшего школь­ного возраста значимо влияла психологическая адаптация опе­кающей матери (Kalter, 1989).

В свою очередь, проживание с компетентным, адекватным родителем до (Cummings, Davies, 1994; Keitner, Miller, 1990) и по­сле развода (Kline, Johnston, Tschann, 1990) является важнейшим защитным фактором, обеспечивающим лучшую адаптацию ре­бенка к изменению семейной ситуации. Любовь, эмоциональ­ная поддержка, адекватный надзор, авторитетная дисциплина, соответствующие возрасту и особенностям ребенка ожидания и требования обеспечивают лучшую адаптацию детей к изме­нению семейной ситуации в сравнении с менее внимательны­ми, менее поддерживающими, менее последовательными в дис­циплинарных требованиях родителями (Amato, 2000; Buchanan, Maccoby, Dornbusch, 1991; Hetherington, 1999; Maccoby, Mnookin, 1992).

Общение с отдельно проживающим родителем. В ранних исследованиях были получены не высокие, но значимые корре­ляции между регулярными и частыми контактами с неопе- кающим родителем и более позитивной адаптацией ребенка (Hetherington, Сох М. Сох R. 1982; Bisnaire, Firestone, Rynard, 1990).

Заключение психолога для суда - записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ

Основными задачами закрепляющего этапа психологической коррекции являются:

1. Формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата.

2. Преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций (негативизма, страха, оппозиции и пр.), закрепление усвоенных форм поведения и общения.

3. Перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье, детском коллективе).

Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-ролевых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Особенно важным является обучение детей навыкам принятия решений. С этой целью мы предлагаем на этом этапе группе такие правила, как выбор игры и распределение игрушек с помощью жребия, очередности. Психолог должен видеть и поощрять любую инициативу и активность ребенка: хвалить его в присутствии группы, давать ему возможность исполнять роль ведущего. Освоение ребенком новых игровых форм является чрезвычайно сложной задачей и требует от психолога максимума усилий.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

По данным некоторых авторов, лишь незначительный процент детей с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно и стать полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара. У значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25—30% больных со временем появляется эпилепсия, то есть подавляющее большинство детей с аутизмом остаются инвалидами на всю жизнь [Wolf, Townsend et al. 1991; Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967; Каган, 1981; Башина, 1990; и др.].

В работах иностранных авторов отмечается, что 1—2% детей с аутизмом достигают нормального уровня развития интеллекта и не отличаются от обычных детей. Приблизительно у 10% детей наблюдается положительный результат, что находит отражение в близком к нормальному уровне развития речи и социального поведения. У них отмечаются успехи в учебе или на работе, однако имеют место некоторые расстройства речи и личности. Около 20% детей по мере взросления демонстрируют прогресс в учебе и в социальной сфере, несмотря на значительное отставание в речевом развитии. Между тем почти у 70%, то есть у подавляющего большинства больных аутизмом, с возрастом наблюдается лишь незначительный прогресс на фоне существенного отставания в развитии, в результате чего они вынуждены находиться под присмотром [цит. по: Мэш, Вольф, 2003, с. 349].

Э. Мэш и Д. Вольф подчеркивают, что коэффициент интеллекта и уровень речевого развития являются наиболее надежными показателями для прогноза дальнейшего развития детей с аутизмом. У детей с коэффициентом интеллекта не выше 50 баллов наиболее вероятны самые низкие уровни социальной адаптации, а если этот коэффициент выше 50 баллов, вероятность достижения более высокого уровня социальной адаптации возрастает. Дети, начинающие говорить до пятилетнего возраста, также имеют более оптимистические прогнозы [Мэш, Вольф, 2003].

На наш взгляд, ориентация на уровневые характеристики интеллекта с целью прогнозирования эффективности социальной адаптации ребенка с аутизмом далеко не достаточна и методологически неверна. Для оценки прогноза эффективности социальной адаптации детей с аутизмом необходимо учитывать степень выраженности аффективной патологии, уровень развития коммуникативной стороны речи, уровень развития невербального (практического) интеллекта, уровень развития игровой деятельности, качество развития школьных навыков и умений, а также особенности поведения.

При оценке интеллектуального развития необходимо принимать во внимание уровень развития невербальных интеллектуальных функций, которые отражают структуру интеллектуальной деятельности, особенности ориентировочной основы деятельности, способность детей к прогнозированию, особенности обобщений, анализа и синтеза на перцептивном уровне. Важное прогностическое значение имеет не столько уровень развития речи в целом, сколько развитие коммуникативных функций речи.

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от клинической формы аутистических нарушений и их глубины, а также от организации социальной помощи. Отсутствие своевременного лечения, дифференцированных форм реабилитации детей с аутизмом оказывает отрицательное влияние на эффективность социальной адаптации ребенка во взрослой жизни. Опыт нашей работы показывает, что своевременная коррекционная работа с детьми с органическим аутизмом (ранним детским аутизмом в сочетании с резидуальной неврологической патологией) способствует подготовке ребенка к обучению в школе и оказывает позитивное влияние на его адаптацию. Своевременная психологическая помощь ребенку с процессуальным аутизмом дает возможность ему адаптироваться в условиях дневного стационара или специализированного детского сада.

Особую важность приобретает обоснование и разработка новых подходов к созданию оптимальных условий социализации и социальной адаптации в обществе детей и подростков, страдающих аутизмом.

Традиционно в России ведущими являются лечебные виды помощи детям с аутизмом в условиях психоневрологических стационаров и диспансеров. Однако лечебные учреждения, под контроль которых попадают дети с аутизмом, не обладают необходимыми ресурсами для полноценной адаптации больного ребенка. Между тем необходимы такие учреждения, в которых можно было бы успешно сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую, психологическую и другие виды помощи ребенку. Как отмечалось выше, при раннем детском аутизме наблюдается большой процент детской инвалидности. Ранний детский аутизм рассматривается как особое отклонение психического развития у детей, что проявляется в искажении всех психических функций. Вследствие этого возникает необходимость не только медикаментозного лечения, но и организации дифференцированного социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка и создания специальных условий для его обучения и воспитания, своевременной и правильной коррекции развития.

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Главная \ Навыки и приёмы психологического консультирования

Навыки и приёмы психологического консультирования - обучение и трудоустройство психологов!

Итак, поздравляем! Вы решили начать новый этап жизни и открыть свое дело. Это прекрасная идея. Как воплотить идею в жизнь и сделать ваш бизнес источником стабильного дохода, а не головной боли? Об этом пойдет речь на нашем курсе Школа молодого предпринимателя .
Не секрет, что многие из нас уже на начальном этапе ведения бизнеса с трудом стараются выжить, закрываются или становятся банкротами. К сожалению, мало кто из бизнесменов может поделиться своим опытом, т.к их бизнес зачастую узконаправлен, и мало кто хочет делиться, опасаясь конкуренции.
И все же жизненно важно для роста и процветания бизнеса начать его грамотно, без боевых потерь и попадания в истории . На сегодняшний день очень много курсов по бухгалтерии, кадровому и юридическому сопровождению, но очень мало информации, как раскрутить свой бизнес самостоятельно, как руководить и контролировать, делегировать, планировать и получать необходимые результаты.

1 модуль Технологии создания и развития бизнеса будет проходить 22-23 октября с 10.00 до 18.00 по адресу Металлургов 38, Союз психологов Красноярска .

- С чего начать, как продолжить, каких ошибок избежать и как выйти на рынке на стабильный устойчивый уровень и удержаться на нём.
- Как руководителю развивать свои финансовые возможности и взращивать в себе успешного бизнесмена, постоянно увеличивая свой денежный поток.
- Как выстроить свою бизнес-модель, сделать востребованным свой бизнес-продукт и поставить на ноги бизнес процесс, и многое другое.

Как проходят занятия?
Курс состоит из 6 модулей, занятия проходят по выходным раз в месяц, с 10.00 до 18.00, с перерывом на обед.

Кто проводит курс?
Наталья Викторовна Силинская, специалист с 17-летним стажем в области бизнеса и психологии, бизнес- тренер, представитель Союза психологов Красноярска.

Как попасть на курс?
Вы можете оставить заявку на сайте или по телефону 286-99-65. Предварительная запись обязательна!

Сколько стоит участие?
Один модуль: 2 дня с 10:00 до 18:00 стоит 7 000 рублей.
Вы можете выбрать наиболее удобный способ оплаты:
При оплате до 8 октября –37 000 рублей
При оплате до 15 октября – 39 000 рублей
Полная стоимость курса – 42 000 рублей

Если у Вас остались вопросы, вы можете задать их по телефону 286-99-65 или написать нам на [email protected]

Для того, чтобы понять, что могут дать Вам эти курсы, посмотреть на ведущего, задать вопросы – Вы можете посетить наш бесплатный семинар Ошибки начинающих предпринимателей . Для этого необходимо зарегистрироваться по телефону.

Ведущий семинара: Наталья Викторовна Силинская, специалист с 17-летним стажем в области бизнеса и психологии, бизнес-тренер, представитель Союза психологов Красноярска.
Семинар предназначен для молодых предпринимателей и для тех, кто хочет им стать.

Мы расскажем, чего категорически нельзя делать:
- в бизнесе
- в деловых отношениях
- в руководстве
- в маркетинге
Семинар состоится в Государственной Универсальной краевой научной библиотеке по адресу Карла маркса 114,
1 и 6 октября, с 11 до 13 часов.

На семинаре будут представлены конкретные практические приёмы, шаги и техники для практического использования.


Предварительная запись обязательна!

Источники: http://vprosvet.ru/biblioteka/adaptatsiya-detey-k-izmeneniyu-semeynoy-situatsii/, http://vprosvet.ru/biblioteka/adaptatsiya-detey-i-podrostkov-s-autizmom/, http://xn--24-ilctprbes5b.xn--p1ai/navyki-i-priyemy-psikhologicheskogo-konsultirovaniya





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения