Особенности адаптации детей мигрантов





«Особенности социокультурной адаптации у детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов» (практический проект)

Цель исследования: изучение особенностей социокультурной адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста и разработка программы психолого-педагогической помощи данной категории детей.

Объект исследования: особенности адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста в новых социокультурных условиях.

Предмет исследования: особенности психолого-педагогической помощи детям-мигрантам младшего школьного возраста, направленной на обеспечение социокультурной адаптации.

  • у детей из семей мигрантов младшего школьного возраста могут отмечаться следующие трудности социокультурной адаптации: низкий уровень владения русским языком, отсутствие достаточных для социализации знаний об основах российской культуры, что обусловливает проблемы эмоционального и коммуникативного развития;
  • обеспечение психолого-педагогической помощи для данной категории детей по таким направлениям, как: языковая подготовка, расширение представлений о российской культуре и истории, преодоление эмоциональных проблем и развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми будет способствовать их социокультурной адаптации в новых условиях.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние теоретической разработки проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов.
  2. Определить уровень социокультурной адаптации детей-мигрантов из семей азербайджанцев и талышей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах г. Череповца Вологодской области, в ходе проведения констатирующего эксперимента.
  3. Разработать программу комплексного психолого-педагогического сопровождения для данной категории детей.
  4. Проанализировать полученный эмпирический материал, проверить гипотезы исследования и выявить уровень эффективности применения программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов.

Методики диагностики: беседа с родителями детей-мигрантов; методика Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой на выявление знаний детей о странах и культурах; методика Т.А. Фотековой для диагностики устной речи и диктант для диагностики письма; тест Рене Жиля и методика В.Г. Щур «Лесенка» на изучение общения и самооценки; тест Люшера, Цветовых Тест Отношений (ЦТО; автор Эткинд), рисунок семьи на выявление эмоционального самочувствия.

В качестве испытуемых в экспериментальном исследовании приняли участие 12 детей-мигрантов младшего школьного возраста из семей азербайджанцев и талышей, обучающихся в общеобразовательных школах г. Череповца Вологодской области.

Организационная база исследования. Исследование проводилось в период с 2012 г. по 2014 г. и строилось из ряда этапов.

На первом этапе – проводилось накопление теоретического материала по теме диссертации; подбирались методики исследования.

На втором этапе – проводилось тестирование по подобранным методикам; разрабатывалась, а затем проводилась программа психолого-педагогической помощи детям-мигрантам младшего школьного возраста.

На третьем этапе – обобщались и анализировались полученные результаты исследования; оформлялась диссертационная работа.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование уточняет и расширяет научные представления об особенностях социокультурной и языковой адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста из семей азербайджанцев и талышей; определяет диагностические критерии и основные направления психолого-педагогической работы по ее осуществлению в условиях образовательных учреждений и консультационных центров.

Практическая значимость работы. Материалы работы могут представлять практическую ценность для учителей, специалистов консультационных центров, работающих с семьями мигрантов.

В таблице 1 представлены результаты диагностики на этапах констатирующего и контрольного экспериментов. Отметим, что на этапе контрольного эксперимента участвовало 10 младших школьников из семей мигрантов, обучающихся в школах Череповца Вологодской области. Двое из них уехали на Родину.

#966; =1,457; не знач.

Табл. 1. Статистический анализ различий в уровнях социокультурной адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов (угловое преобразование Фишера)

Сравнение уровней социокультурной адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов показывает эффективность проведенной психолого-педагогической работы.

Итак, проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:

  1. Социокультурная адаптация детей-мигрантов младшего школьного возраста – начальный этап их социализации, взаимосвязанный с индивидуализацией и интеграцией, включающий психолого-педагогический, социально-психологический (культурный) и языковой и компоненты.
  2. У детей из семей мигрантов младшего школьного возраста отмечаются следующие трудности социокультурной адаптации: низкий уровень владения русским языком, отсутствие достаточных для социализации знаний об основах российской культуры, проблемы эмоционального и коммуникативного развития.
  3. Адаптационные возможности детей-мигрантов младшего школьного возраста из семей мигрантов к новым социокультурным условиям зависят от таких факторов, как: социокультурные характеристики семей, речевой инпут (среда), а также возраст ребенка, в котором начинается процесс адаптации.
  4. Психолого-педагогическая помощь в образовательных учреждениях для данной категории детей должна осуществляться по таким направлениям, как: языковая подготовка, расширение представлений о российской культуре и истории, преодоление эмоциональных проблем и развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Скачать

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Источники: http://psy.su/psyche/projects/1486/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения