Наблюдение ребенком период адаптации





«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Проблемы адаптации детей к детскому саду

Мяктинова О.А. старший воспитатель МДОУ д/с №1
поселок Новозавидовский Тверская область

Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети переживают «эмоциональный стресс» со всеми его отрицательными последствиями, только мы, взрослые, не очень - задумываемся над этим и не всегда относимся достаточно серьезно.

В то же время родители склонны приписать проявление адаптационного стресса плохой работе воспитателей. Поэтому хочется рассказать о тех мероприятиях, которые способствуют смягчению проявлений этой «болезни». Успех этих мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Наблюдения за детьми в период адаптации показывают, что возникают сдвиги в функциональном состоянии организма ребенка, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей отмечается реакция протеста, которая выражается в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.

В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка впервые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, сухости слизистых оболочек, похолодании конечностей, учащении пульса.

У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлением расстройств виде энуреза, расстройства стула, обострения кожных высыпаний. Степень выраженности этих отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и его индивидуальных особенностей.

Поэтому при организации жизнедеятельности вновь поступающих детей должны соблюдаться как общепринятые правила, так и специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение состояния в период адаптации.

Первичный осмотр ребенка при поступлении в дошкольное учреждение проводится врачом педиатром. Собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни ребенка, состоянию здоровья и поведению, а также назначаются дополнительные мероприятия в период адаптации.

Общие правила поведения ребенка в период адаптации:

- укороченное время пребывания ребенка в ДОУ, пребывание увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день;

- сохранение привычных для ребенка воспитательных приемов (кормление, укладывания на сон и т. д.)

- организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом его желания (играть одному, с детьми, участвовать в занятиях) ;

- не применять специальных мер закаливания, обеспечить ребенку тепловой комфорт. Специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение адаптационного периода у часто болеющих детей.

Впервые дни разрешается:

- присутствие родителей, если того требует поведение ребенка;

- чаще предлагать ребенку теплое питье;

- медицинский отвод от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на 1 месяц) ;

- по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка;

- использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;

- применение лейкоцитарного интероферона - путем закапывания в нос, распыления или в виде мази;

- применение комплекса витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы.

На протяжении периода адаптации можно рекомендовать ведение специального листа адаптации, в котором ежедневно отмечать знаками плюс и минус аппетит, сон, настроение, активность, контакты со взрослыми и детьми.

Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений. При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения в течении 3 - 5 дней период острой адаптации считается законченным, а ребенку можно проводить необходимые оздоровительные мероприятия.

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Адаптация считается завершенной. если восстановлено все, что было нарушено. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.

Примечание : Консультационный день желательно посетить без ребенка. Длительные беседы взрослых утомляют ребенка и могут спровоцировать отрицательное отношение малыша к детскому саду.

* Прием документов. Первичная беседа.

* Заключение договора с родителями или официальными представителями ( опекунами ) ребенка.

* Знакомство с воспитателями и группой.

* Беседа с родителями вновь поступившего ребенка об особенностях его развития. здоровья. привычках малыша.

* Познакомить с рекомендациями врача на период адаптации с учётом сведений анамнеза ).

* Беседа об особенностях воспитания малыша в семье. его домашний режим. способы кормления. укладывания для сна, особенности засыпания. характер сна, аппетит. организация бодрствования.

* Консультация Особенности адаптации .

* Знакомство родителей с индивидуальным режимом адаптации (в присутствии педагога ).

* Заполнение групповой анкеты ( данные родителей. индивидуальные особенности ребенка.

* Знакомит с режимом дня.

* Беседа с родителями ( ласковое имя, любимые игрушки. сложившиеся привычки и т. д).

* Памятка для родителей Рюкзачок для малыша

Первая неделя адаптации

Примечание : Переводить ребенка на режим детского учреждения нужно постепенно. В целях профилактики переутомления и перевозбуждения нервной системы необходимо. в домашних условиях время дневного и ночного сна удлинять на 1- 1,5 часа.

! Если адаптация проходит успешно (без слёз. каприз. депрессивного состояния ), возможно уже на 4 - 5 день посещения детского сада оставлять ребенка на обед. но забрать ребенка домой необходимо до тихого часа .

! Исключить насильственное кормление и укладывание для сна ( дневной сое, завтрак и обед в первую неделю желательно проводить дома ).

* Прием ребенка во время дневной прогулки ( в этот промежуток времени воспитатель может уделить больше времени вновь поступившему ребенку без ущерба для остальных малышей )

*В первый период. сохранить время пребывания в саду. начиная с 2 - 3 часов. постепенно удлиняя.

* Объяснить ребенку. что метка на шкафчике - это его отличительный символ. по которому ребенок легко найдет свои личные вещи. Приналичии свободных шкафчиков для одежды предложить ребенку самостоятельно выбрать его.

* При выраженных нарушениях эмиоционального состояния ребенка в первые дни допускается присутствие матери во время прогулки. которая поможет ребенку познакомиться со взрослыми. детьми. группой. режимными моментами ( приём пищи. гигиенические процедуры. складывание игрушек. переодевание ).

Наблюдение за адаптацией детей, обработка сведений по картам адаптиции.

Вторая неделя адаптации

Примечание : У многих детей в этот период нарушается терморегуляция ( теплоотдача через кожу ) и другие вегетативные функции ( рост. развитие ). В этот сложный для ребенка период не нужно вопреки его жела ниям привлекать к коллективной игре. утренней гимнастике. занятиям.

Если адаптационный период проходит сложно. то дневной сон ребенка в дошкольном учреждении желательно отложить на третью ( четвертую ) неделю.

* Обеспечить ребёнку в период адаптации состояние тепло вого комфорта путём некоторого утепления его ( носки. жилетка. кофта ).

* Удовлетворять чрезвычайно острую потребность ребёнка в эмоциональном контакте со взрослым ( путём ласкового обращения к нему. организации игры рядом со взрослым. индивидуальной игры непосредственно с ребенком и т.д .)

* Постепенное введение режимных моментов. завтрак. гигиенические процедуры, обед )

*При успешной адаптации постепенное приучение ребенка к дневному сну в условиях детского сада. В процессе засыпание используется художественное слово. легкий музыкальный фон.

* Наблюдение за периодом адапта ции.

* Помощь воспитателю в организации адаптационных мероприятий.

* Индивидуальные беседы с родителями воспитанников.

* Наблюдение за адаптацией детей. обработка сведений по картам адаптации

Третья неделя адаптации

ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ

Примечание : Адаптационный период индивидуален для каждого ребенка ( от недели до месяца ). В зависимости от поведения ребёнка. разрешается. сохранять все имеющиеся у него привычки. даже если они не соответствуют режиму группы или отрицательны по физиологической значимости ( засыпать с игрушкой принесенной из дома. или не переодеваясь ко сну, не участвовать в режимных моментах ).

* Продолжать постепенное введение режимных моментов. зарядка. занятие. сон и т.д.

*Все режимные моменты проводятся только в игровой форме.

* Необходимо использовать все приемы для удовлетворения двигательной активности детей ( игровая деятельность детей. прогулки в природу. игры – забавы. пальчиковая гимнастика в стихотворной форме. использование спортивного инвентаря. проведение досугов и развлечений )

* Наблюдение за периодом адаптации.

* Помощь детям с тяжелым течением адаптации.

* Индивидуальная работа с воспитателями. родителями. детьми.

* Обработка и анализ карт адаптации

* Помощь воспитателю в организации адаптационных мероприятий.

* Индивидуальные беседы с родителями воспитанников.

* Наблюдение за адаптацией детей. обработка сведений по картам адаптации

Родильный дом Калининградской области №1

?? Заведующая отделением: Алексеева Светлана Владимировна.


?Полностью оснащенное отделение для новорожденных детей, где под наблюдением квалифицированного персонала проводится наблюдение за родившимися. Всем новорожденным производится полное ультразвуковое обследование.
?В нашем роддоме созданы комфортные условия для совместного пребывания матери и ребенка. Для малышей очень важно находиться рядом с матерью с первых минут появления на свет. Исследования показывают, что совместное пребывание позволяет снизить риски послеродовых осложнений, ведь роды для ребенка, даже если они проходят без осложнений, являются для него большим стрессом. Нахождение малыша рядом с родной любящей мамой закладывает благоприятную психологическую основу для его здоровья и дальнейшего гармоничного развития и восприятия окружающего мира как комфортного и безопасного, что является очень важной положительной программой, влияющей на процесс адаптации и правильное вхождение в социальную среду в будущем. Можно сказать, что от первых часов и дней жизни ребенка зависит во многом как человек будет воспринимать этот мир в течение своей жизни: с радостью, с опасением или страхом перед ним. Персонал роддома сознает всю важность этого периода как для ребенка, так и матери и стремится окружить их заботой и вниманием.
?Медсестры отделения новорожденных объяснят вам, как правильно пеленать младенца, прикладывать к груди, осуществлять гигиенический уход, как питаться маме и как оказать ребенку посильную медицинскую помощь в домашних условиях.
?Врачами и сестрами отделения реализуется программа ВОЗ по поддержке грудного вскармливания. Нахождение малышей со своими мамами, позволяет осуществлять кормление по требованию, то есть по желанию ребенка не по одинаковому для всех режиму. Это дает возможность новорожденному быстрее и легче адаптироваться к новым условиям жизни, меньше терять в весе в первые дни жизни и быстрее восстановить потерянную массу тела, что является очень важным показателем состояния его здоровья.
?Грудное вскармливание благотворно сказывается и на организме матери — частое раздражение сосков молочной железы при кормлении ребенка способствует выделению гормона окситоцина, влияющего на восстановление и правильное функционирование внутренних органов, связанных с вынашиванием ребенка: лучше сокращается матка, легче отделяется молоко, предотвращая застой в молочных железах и т. д.
?Для детей, нуждающихся в дополнительном уходе и наблюдении, организованы палаты интенсивного наблюдения (ПИН) для доношенных и недоношенных детей. Здесь персоналом отделения проводится наблюдение за детьми из группы риска по нарушению периода адаптации, оказание лечебной и диагностической помощи.
?В ПИН широко применяется гибкий режим кормления больных детей. Мамы приглашаются для кормления детей, для общения со своими младенцами.

Наш адрес:
236016, г. Калининград,
ул. Клиническая, д.81

Часы работы:
#8226 стационар: прием беременных и рожениц круглосуточно
#8226 справочная служба: круглосуточно
#8226 прием передач и посещения:
будни с 8.30 до 16.00
#8226 прием специалистов:
будни с 8.30 до 16.00
#8226 вспомогательные службы - УЗИ, лаборатория:
будни с 8.30 до 16.00,
суббота до 12.00

Телефоны:
#8226 Спpавочная служба:
(4012) 46-13-50
#8226 Пpиемный покой:
(4012) 46-06-86
#8226 Главный врач:
(4012) 46-06-27
#8226 Родильное отделение:
(4012) 46-27-27

Источники: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac68.htm, http://ds200.centerstart.ru/node/239, http://oblroddom.ru/k23.htm





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения