Методы адаптации первоклассников школе





Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе

08.09 17:31 Psyadmin Хиты: 17466 Тесты

Название: Диагностика первоклассников: диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе.
Год издания: 2000 - 11
Формат: doc в rar. архиве
Размер: 3,34 Мб
Качество: хорошее

Поступление в школу сопряжено с необходимостью адаптации ребенка к изменившимся условиям жизни. Приспособление к образовательному учреждению происходит на трех уровнях: физиологическом, социальном и собственно психологическом. Психологическая адаптация определяется активностью личности и предполагает не только встраивание младшего школьника в новую социальную систему, но и преобразование некоторых важных элементов среды в соответствии с потребностями и возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Важнейшим условием успешной адаптации является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от ситуации. Именно в первые месяцы пребывания детей в школе складываются новые формы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые способы взаимодействия со сверстниками, взрослыми, а также определяются направления личностной самореализации в школе. В период адаптации к образовательному учреждению закладывается социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребенка. Успешность приспособления детей к условиям школы во многом обусловлена формированием учебной мотивации, положительного эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам, высоким уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов. Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями.

Представленная подборка «Диагностика первоклассников: диагностика адаптации » содержит материалы направленные на диагностику адаптации первоклассников к обучению в школе.

Содержание подборки «Диагностика первоклассников: диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе»:

Наблюдение в первом классе

  • Наблюдение как метод определения уровня адаптированности учащихся к школе
  • Карта наблюдения (бланк)

Анкетирование в первом классе

  • Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов
  • Анкета Хорошо ли ребёнку в школе?
  • Анкета для родителей первоклассников
  • Анкета Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко
  • Анкета Выявление причин школьной неуспешности ( для педагогов, родителей)

Тестирование в первом классе

  • Беседа о школе ( авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)
  • Методика изучения мотивов учения ( Автор М.Ю. Гинзбург)

Опрос в первом классе

  • Метод экспертных опросов педагогов и родителей

Проективные методики

Скачать подборку «Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе»

Скачать подборку «Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе»

Ссылка на скачивание доступна только зарегистрированным пользователям сайта.

Диагностика адаптации первоклассников

Диагностика адаптации первоклассников основывается на использовании различных методов, которые позволяют выявить уровень адаптации ребенка к школе и построить определенную стратегию развивающей и коррекционной работы.

Но каждая такая методика должна удовлетворять следующие требования:

  • Заниматься измерением ключевых параметром адаптации и дезадаптации первоклассников,
  • Полученная информация, в течении проведения обследования, должна носить конструктивный и ориентирующий характер,
  • По времени и форме проведения должна быть экономичной.

Из практики работы в школе можно сделать вывод, что диагностика адаптации первоклассников характеризуется некоторыми основными изменениями:

  • Физиологическая подстройка организма первоклассника к новым нагрузкам и новому режиму,
  • Формирование способа и приема учебного процесса,
  • Изменение и оценка эмоциональной сферы первоклассника.

Чтобы оценить уровень адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели данных изменений.

Итак, для оценки успешности адаптации первоклассников следует:

  • провести анализ данных о заболеваемости первоклассников и их обращения в школе в медицинский пункт,
  • провести опрос родителей,
  • опросить учителей,
  • необходимо провести групповое обследование всех первоклассников с помощью методики социальных эмоций, личностных отношений и ценностных ориентаций Домики .

Данная диагностика позволяет квалифицировать уровень адаптации первоклассников следующим образом:

  • достаточный,
  • частичный
  • дезатаптация либо недостаточный.

Таким образом, за счет полученных данных, возможно, выделить тех первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога.

Всего выделяют две группы таких деток:

  • первоклассники с недостаточным уровнем адаптации,
  • первоклассники с частичным уровнем адаптации.

Детей первой группы обследуют в индивидуальном порядке и на основе такого процесса выявляются причины и факторы дезадаптации. Если есть возможность, то проводится коррекционная работа. Практика доказала, что именно такие первоклассники на протяжении долгого временного периода нуждаются во внимании и помощи психолога и учителя.

Вторая группа первоклассников нуждаются в помощи на протяжении краткосрочного времени и только со стороны психолога. Причинами такой неполной адаптации могут быть: тревожность со стороны неумеренного ожидания родителей, изменение отношений между родителями и детьми, перегрузка детей дополнительными занятиями, низкая самооценка первоклассника, слабое здоровье ребенка и так далее.

Навигация

Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности (см. «Диагностика готовности к школе»).

Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.

Анкета для родителей первоклассников

Фамилия, имя ребенка

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- без особой охоты (ВДА)

- охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

- в основном, да (А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- скорее нет, чем да (ДА)

- в основном да (А)

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

- довольно часто (А)

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

- в основном отрицательные впечатления (ДА)

- положительных и отрицательных примерно поров­ну (ВДА)

- в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежеднев­но на выполнение домашних заданий? (укажите конкрет­ную цифру)

7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выпол­нении домашних заданий?

- довольно часто (ДА)

- не нуждается в помощи (А)

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

- перед трудностями сразу пасует (ДА)

- обращается за помощью (ВДА)

- старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

- настойчив в преодолении трудностей (А)

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

- сам этого сделать не может (ДА)

- иногда может (ВДА)

- может, если его побудить к этому (А)

- как правило, может (А)

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

- довольно часто (ДА)

- бывает, но редко (ВДА)

- такого практически не бывает (А)

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- скорее нет, чем да (ВДА)

- скорее да, чем нет (А)

ВДА — возможна дезадаптация

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необя­зательно приходить всем ученикам, желающим можно ос­таться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Тестирование учащихся в целях диагностики успешно­сти адаптации к школьному обучению, предлагается по следующим методикам:

1. «Беседа о школе», предназначенная для исследования «внутренней позиции школьника» (авторы: Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер) Показателями «внутренней позиции школьника» являются:

· положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

· особый интерес к новому, собственно школьному со­держанию занятий;

· отказ от характерных для дошкольного детства ориен­тации в плане организации деятельности и поведения;

· признание авторитета учителя.

2. Тест на эмоциональное отношение к школе («Доми­ки»), применяемый в целях выявления полюса преобладающих эмоций по отношению к школе и школьному обуче­нию (авторы: Д.Б. Эльконин, А.Г.Венгер);

3. Методика изучения мотивов учения, предназначен­ная для диагностики ведущей мотивации учения (автор М.Ю. Гинзбург). При диагностике выявляются преоблада­ющие мотивы посещения школы и обучения из следующе­го ряда: позиционный, учебный, игровой, мотив получе­ния отметки, социальный, внешний.

Поделитесь с друзьями!

Оставьте комментарий об этой статье, нам ВАЖНО знать Ваше мнение

Слова, характеризующие отдельные качества личностиаккуратность • беспечность • восприимчивость • гордость грубость жизнерадостность • заботливость • застенчивость •зависть • злопамятность.

Цель. Осмысление опыта, полученного в ходе тренингов: снижение тревожности в связи с началом нового этапа обучения, дальнейшее развитие навыков группового.

Источники: http://5psy.ru/testi/diagnostika-adaptacii-pervoklassnikov-k-shkole.html, http://girafejournal.com/2046-diagnostika-adaptacii-pervoklassnikov.html, http://www.psihologu.info/13-spravochnik-psikhologa-nachalnoj-shkoly/186-diagnostika-osobennostej-adaptatsii-rebenka-k-shkole.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением