Методики исследования адаптации школе





Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов METHODS OF THE STUDY OF SOCIAL ADAPTATION OF THE FORCED MIGRANTS Текст научной статьи по специальности Социология

  • БЕЖЕНЦЫ ,
  • ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ,
  • МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ ,
  • КАТЕГОРИИ ,
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ,
  • REFUGEES ,
  • COMPELLED IMMIGRANTS ,
  • MIGRATION SITUATION ,
  • CATEGORIES OF MIGRANTS ,
  • METHODS OF THE RESEARCH

Аннотация
научной статьи по социологии, автор научной работы — КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

В статье анализируются основные методы исследований социальной адаптации беженца и вынужденного переселенца. Междисциплинарный характер проблемы обусловливает применение комплекса социологических методов исследования на основе реализации этносоциологического и культурологического подходов, обеспечивающих получение результатов, объективно отражающих современное состояние проблемы, позволяющих построить прогноз развития этого процесса и сделать научно обоснованные рекомендации

Abstract 2012 year, VAK speciality — 22.00.00, author — KONDRASHOVA (PROKUSHEVA) NATALIYA VASILIEVNA

In the article the basic methods of the studies of social adaptation in refugees and forced migrants are analyzed. The interdisciplinary nature of the problem causes the application of the complex of sociological methods of study on the basis of realization of the ethno sociological and culture studying approaches, that ensure obtaining the results. They objectively reflect the contemporary state of the problem and so it is possible to forecast the development of this process and to work out scientifically substantiated recommendations.

Научная статья по специальности Социология из научного журнала Вестник Бурятского государственного университета , КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов // Вестник БГУ. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-issledovaniya-sotsialnoy-adaptatsii-vynuzhdennyh-migrantov (дата обращения: 27.09).

КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов Вестник Бурятского государственного университета (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-issledovaniya-sotsialnoy-adaptatsii-vynuzhdennyh-migrantov (дата обращения: 27.09).

КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА (2012). Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов. Вестник Бурятского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-issledovaniya-sotsialnoy-adaptatsii-vynuzhdennyh-migrantov (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов // Вестник БГУ. 2012. №5 С.149-154.

КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов Вестник Бурятского государственного университета (2012).

КОНДРАШОВА (ПРОКУШЕВА) НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА (2012). Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов. Вестник Бурятского государственного университета

Исследование школьной адаптации первоклассников к школе

2.1 Цель, задачи и методики исследования

В проведенном нами исследовании приняло участие 40 учеников первых классов ГБОУ СОШ №1029 города Москвы (1«Б»-20 человек -экспериментальная группа. 1«А»-20 человек - контрольная группа).

Нами был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации к школе учеников первого класса, у детей 6,5- 7 лет были выявлены уровни сформированности школьной адаптации.

Целью нашего экспериментального исследования является выявление показателей уровня адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие эмпирические задачи, как говорилось ранее:

-исследовать уровень школьной адаптации у учеников первого класса;

-выявить уровень сформированности школьной адаптации у детей из экспериментальной и контрольной групп;

-составить и апробировать развивающую программу;

-повторно исследовать уровень школьной адаптации.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий этап, целью которого было проведение первичной диагностики адаптации первоклассников.

2. Формирующий этап, целью которого было проведение программы адаптации детей к школьной программе. Для этого использовались такие методы сбора информации как наблюдение, беседы, анкетирования и т.д.

3. Контрольный этап, целью которого была проверка эффективности проведения программы адаптации в школе. На данном этапе был использован диагностический блок методик, представленный на первом этапе.

На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников к школе. Основными методиками изучения процесса адаптации к школе стали:

1. Пиктографический тест (проективная рисуночная методика) «Я в школе» А.И.Баркан;

2. Методика диагностики уровня школьной адаптации Филлипса

3. Методика измерения уровня адаптированности Тейлора

Отбор конкретных методик осуществлялся нами по критерию их соответствия целям нашего исследования. Наиболее отвечающим задачам исследования явились проективные рисуночные методики, в основе которых лежит механизм проекции.

Проективная рисуночная методика «Я в школе».

Данная методика разработана В.И. Баркан, целью которой является диагностика процесса адаптации к школе.

Исследуемым предлагалось нарисовать рисунок на тему. «Я в школе». Для рисования детям раздавались листы формата А4, наборы цветных карандашей и давалось неограниченное количество времени. Методика проводилась одновременно с пятью детьми, рассаженными так, чтобы нельзя было увидеть, что рисует каждый из них.

В этом задании учитывалось и то, какой рукой ребенок работает, а также обращалось внимание на то, как ребенок держит ручку (карандаш)- правильно, удобно, неправильно, неудобно, сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит?

Анализ рисунков позволяет с точностью определить наличие у школьников познавательных мотивов или преобладание игровой мотивации, а по изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею (см. приложение 1).

Тест школьной адаптации Филлипса .

Тест школьной адаптации Филлипса позволяет изучить уровень и характер адаптации, связанных со школой у детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить Да или Нет (см.приложение 2).

Тест Измерения уровня адаптации Тейлора

Для выявления личностной адаптации была использована методика Измерения уровня адаптации Тейлора (адаптированная Немчивым Т. А.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями (см. приложение 3) .

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-issledovaniya-sotsialnoy-adaptatsii-vynuzhdennyh-migrantov, http://mobile.studbooks.net/504845/psihologiya/issledovanie_shkolnoy_adaptatsii_pervoklassnikov_shkole





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения