Стадии адаптации в приемной семье ребенка, оставшегося без родителей, и их связь с возрастным периодами развития
Полнотекст
Дети лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которым сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой.
Довольно часто, еще во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье, разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Опираясь на известные теории возрастной периодизации, такие как эпигенетическая теория Э. Эриксона, теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже, культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и др. можно утверждать, что дети, не прошедшие успешно основные этапы развития, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.
Ребенок-сирота попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со значимым взрослыми (либо взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде.
Адаптация к новым условиям может быть продолжительна, болезненна и порой непредсказуема.
Цель психологической поддержки приемных семей найти пути для ускорения адаптации ребенка в приемной семье, сделать этот процесс менее болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей.
Психологическое определение понятию социальная адаптация : «Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Таким образом, процесс адаптации всегда инициирован неким столкновением со средой и поиском путей комфортного существования в ней.
В рамках приемной семьи это понятие можно уточнить как возникновение чувства доверия, которое проявляется в возможности общения «по душам», адекватных реакциях ребенка на просьбы и предложения; инициативное поведение, возможность проявить некоторую эмпатию по отношению к окружающим, — все это признаки поведения ребенка, который начал «работать» со своим внутренним миром, а следовательно, искать пути органичного включения в новое общество.
Проанализировав двенадцатилетний опыт работы с детьми-сиротами терапевтического сообщества «Китеж», мы отметили, что успех адаптации зависит от нескольких факторов сразу: возраст «потери» семьи, предыдущий опыт взаимодействия с семьей и социумом, сформированность соответствующих возрасту качеств и навыков и возраста, в котором ребенок попадает в приемную семью. Были выявлены закономерности в протекании процесса адаптации детей-сирот в приемных семьях, а так же универсальные стадии, обязательные для прохождения ребенком на его пути к доверию и любви к приемным родителям и миру в целом.
Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в приемной семье.
Возраст, в который ребенок попадает в приемную семью, играет немалую роль — он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона. Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, от 7 до 11 — на соседей и школьных товарищей, и далее на отношения со сверстниками. Поэтому дети, попавшие в приемную семью до 11, в течение долгого, порой до трех лет, времени заняты взаимодействием внутри семьи; дети более старшего, и, особенно, подросткового возраста, нуждаются в более широком круге взаимодействий, который одновременно включает и семью, и школу, и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно — они вынуждены «работать» одновременно на нескольких психологических фронтах.
Анализ позитивных и негативных образований личности (качества и отношения), свойственных детям, попавшим в приемную семью в различные возрастные периоды, показал, что у детей, потерявших родных родителей в одном и том же возрасте, существует сходство в прохождении стадий адаптации и проблемах, возникающих на разных этапах, а так же во времени протекания периодов адаптации.
Была выявлена так же зависимость проблем, возникающих у ребенка на этапе адаптации, от особенностей его прошлого. Обычно, попадая в приемную семью, ребенок начинает провоцировать повторение «жизненного сценария» из своей родной семьи, причем самым серьезным проверкам начинает подвергаться приемный родитель, играющий роль наиболее «провинившегося» родителя родной семьи.
Успешная адаптация ребенка в новой семье дает ему возможность сознательно проработать все прошлые задачи неприобретенных позитивных новообразований.
Используя вышеизложенное, мы получаем возможность:
- прогнозирования возникающих в ходе адаптации кризисов и разработка методов поддержки ребенка и родителей;
определения оптимального возраста попадания ребенка в приемную семью для успешной адаптации и дальнейшей социализации. - проследить зависимость успешной адаптации в приемной семье от истории отношений ребенка в его родной семье (перенос ситуации с родными родителями на приемных).
Остаются вопросы на дальнейшее рассмотрение:
- способствует ли направленное интеллектуальное развитие ребенка более быстрой и успешной адаптации его в приемной семье;
- как ускорить или сделать менее болезненным прохождение кризисных периодов адаптации ребенка в приемной семье.
Усыновление → Адаптация ребенка в приемной семье
Адаптация ребенка в приемной семье.
Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Вживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу.
«Медовый месяц»
После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой). Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности.
Если специалисты поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:
«Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности.
Казенная стрижка и роскошные локоны дома
«Уже не гость»
Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается ощущение, что ребенка просто подменили, так как у него резко ухудшилось поведение. Не стоит пугаться — это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, который обусловлен множеством причин. Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой новостью с педагогом-психологом.
Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».
Эмоциональность ребенка в начальном периоде жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое право жить в семье («утверждение своей личности»). Проявлениями самоутверждения могут быть: упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям взрослых.
Распространенные ошибки взрослых на этом этапе: а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить; б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык что-то делать. Его необходимо сначала научить;
в) ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков).
Любаша в Детском Доме и «художница» год спустя.
«Вживание»
На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность.
Оля и Олеся – счастливые близняшки.
«Стабилизация отношений»
Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.
Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.
Головня Полина Александровна, педагог-психолог
26 Июль 2011 в 16:54
Адаптация ребенка в семье
Overview
Навигационная карта по теме
Теперь, когда Вы уже знакомы с особенностями приемных детей, приступим к изучению одной из важнейших тем нашего курса Адаптация ребенка в семье .
- узнаете. что это процесс, занимающий время и проходящий закономерные стадии,
- осознаете неизбежность изменений в жизни семьи после прихода ребенка,
- определите. какие воспитательские компетенции вам необходимо совершенствовать для преодоления возникающих трудностей на разных этапах.
Также вы получите советы и приемы по взаимодействию с детьми разного возраста, чтобы избежать излишнего стресса и разочарования.
Преподаватель курса - Наставина Фарида Загитовна
7 Лекций, 3 презентации, 1 видео, 5 памяток (их можно распечатать), задания для домашней работы и тесты для самопроверки
Содержание лекционного материала:
1. Задачи семьи в период адаптации
2. Что нужно знать о воспитании в замещающих семьях
3. Ребенок приходит в семью
4. Этапы адаптации в семье
5. Как облегчить адаптацию приемного ребенка с учетом возраста
6. Замещающие родители в период адаптации
7. Что нужно знать и делать с ребенком в период адаптации
- процесс устройства ребенка в семье проходит четыре стадии;
- «плохое», непонятное поведение ребенка, пережившего разрыв с одной семьей и помещенного в другую, естественно . а конфликты в процессе адаптации неизбежны ;
- у семьи и каждого потенциального родителя достаточно ресурсов, которые могут помочь в разрешении возникающих конфликтов;
- понимать чувства всех участников процесса устройства ребенка в семью;
- важно осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателя;
- уметь оказать помощь ребенку в составлении «Книги жизни».
Мы готовы ответить на Ваши вопросы, которые у вас появятся по ходу изучения темы, напишите их, пожалуйста, в разделе обратная связь , здесь же Вы сможете получить ответы на них.
@ Copyright Городской центр образования. All rights reserved.
Please enrol to see all lectures, tasks and discussions.
Источники: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10388.php, http://m.baby.ru/community/view/126541/forum/post/31512973/, http://eliademy.com/catalog/other/adaptacija-rebenka-v-sem-e.html
Комментариев пока нет!