Итоги адаптации первоклассников школе





Итоги адаптации учащихся 1 и 5 классов

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме

«Итоги адаптации учащихся 1 – го и 5 – го классов»

Адаптация – это привыкание к новым условиям существования. И наиболее существенно социальная ситуация развития изменяется для учащихся 1-го и 5-го классов.

К чему нужно адаптироваться первоклассникам?

Во-первых, с приходом в школу меняются требования к ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

Во-вторых, меняется само окружение ребенка.

В-третьих, изменяется стиль общения с ребенком, который теперь основывается на понятии «ученик».

Адаптационный период первоклассников происходит в 3 этапа.

1 этап начинается с 1 июня – Занятия проводятся с целью сокращения адаптационного периода.

Знакомство детей со школой и ее территорией. Знакомство с учителями.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень социально – психологической и интеллектуальной готовности первоклассников к школьным занятиям. Групповые занятия позволяют определить готовность ребенка принимать нормы и правила школьной жизни.

2 этап – адаптация в школе. С 1сентября по 29 октября.

Данный период делится на три этапа:

  1. Ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится он первые 2 – 3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе бурные реакции начинают затихать.
  3. Этот период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты раегирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

На данном этапе лпределяются группы детей легкой с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.

Это период длится до конца учебного года.

Перейдем непосредственно к результатам:

С начала первого этапа адаптации мы работали совместно с классным руководителем – Городницкой Ольгой Юрьевной, совместно мы проводили мониторинг адаптации первоклассников по опроснику Ковалевой и мониторинг Универсальных учебных действий. Так же проводилась диагностика учебной мотивации учащихся с помощью опроснника Нежновой. Диагностика самооценки первоклассников: методика «Лесенка», изучение тревожности учащихся с помощью картинок, детский тест американских авторов Теммл, Дорки и Амен, эмоцианальная адаптация первоклассников с помощью цветового теста Люшера. Так же из наблюдений за учащимися во время уроков и перемен и бесед с классным руководителем и самими учащимися учитывались такие компоненты адаптации, как усвоение школьного режима, отношение к учебе, к учителю и одноклассникам. С помощью «Карты настроения» учитывался уровень эмоциональной адаптации учащихся. За физиологической адаптацией учащихся следила мед сестра Емельянова Мария Викторовна. В ходе исследований выявлены результаты:

Все учащиеся в большей или меньшей степени адаптируются.

Благоприятное течение адаптации – 35% - 6 учащихся. При таком течении адаптации поведение ребенка полностью соответствует обстановке, ситуации и эмоциональному состоянию.

Условно благоприятное – 53% - 9 учащихся. При таком варианте ребенок привыкает к новым условиям, но на данный момент, у него есть трудности в некоторых сферах, возможно несколько снижено настроение, повышена тревожность, раздрожительность.

Недостаточная адаптация (дети, испытывающие различные трудности) – 12% - 2 учащихся. В основном в эту группу входят учащиеся, не подготовленные к обучению в школе в силу заболеваний и неблагоприятной ситуации в семье. В течение всего периода проходят индивидуальные консультации родителей по вопросам адаптации. По итогам диагностических исследований даны рекомендации классному руководителю.

Что касается 5-го класса. То здесь также изменяется социальная ситуация развития ребенка.

Во-певых – новые условия обучения.

Во-вторых – кабинетная система – требующая высокого уровня самоорганизации.

В-третьих – разные учителя. У каждого учителя свой стиль деятельности, требования к учащимся, темп работы.

В ходе диагностики адаптации учащихся с начала сентября мы тесно работали с классным руководителем Измайловой Екатериной Геннадьевной и мед сестрой.

С помощью диагностических исследований: тест Лускановой «Школьная мотивация», анкета «Карта проблемм», анкета «Адаптация», наблюдений за учащимися во время уроков и перемен, бесед с классным руководителем, заполнение адаптационной карты классным руководителем. Дезадаптации, полного нежелания справляться с возникающими проблемами и отстраненности от учебной эизни и жизни классного коллектива - не показал ни один из учащихся 5-го класса.

Если учащемуся не удалось полностью адаптироваться, возникает явление дазадаптации. Основными причинами дезадаптации являются трудности в учебе, агрессивное поведение по отношению к одноклассникам и педагогам, чрезмерная активность и повышенная возбудимость.

Учитывая все это психолог совместно с классным руководителем контролирует процесс адаптации.

В целом просматривается достаточно благоприятная картина адаптации в среднем звене.

Достаточный уровень школьной адаптации у 64% - 9 учащихся. Учащиеся, адаптировавшиеся без трудностей.

Частичная адаптация (средний уровень) – 21% - 3 учащихся – учащиеся испытывающие небольшие трудности и имеющие достаточно сил и желания справиться с ними.

Недостаточная адаптация (ниже стреднего уровня) – 15% - 2 учащихся. Эта группа нуждается в помощи взрослых и имеет желание справиться с возникающими трудностями.

Сайт переезжает на новый адрес

Новые объявления, документы и материалы будут публиковаться по нашему новому адресу:http://www.56ouo39.ru/

Добро пожаловать на сайт отдела образования администрации МО Северный район .

Наш адрес: 461670 Оренбургская область, Северный район, с Северное, ул.Чапаева,32

e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script target= _self title= Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Наши реквизиты:
ИНН 5645001260
КПП 564501001
р/с40204810000000000091
БИК 045354001
В ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области г.Оренбург

Заведующий отделом образования - Милина Светлана Борисовна
email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Действует на основании положения об отделе образования

Положение
об отделе образования администрации Северного района Оренбургской области

8(35354)2-17-77 - приемная
8(35354)2-17-47 - главный специалист

8(35354) 2-13-51 - ведущий специалист

8(35354) 2-18-19 - директор МКУ ИМЦ
8(3535) 2-15-11 - директор МКУ ЦБУО
8(35354)2-14-41 - директор МКУ ЦАХЭООО
8(35354)2-15-63 - расчётный отдел МКУ ЦБУО

8(35354) 2-29-77 - экономический отдел МКУ ЦБУО


Положение об официальных сайтах отдела образования администрации Северного района. смотреть..

Адаптация первоклассников: время подводить итоги

Закончилось первое полугодие — один из самых важных и сложных этапов в жизни первоклассника. Именно в этот период формируются основы
учебной деятельности, осваиваются законы школьной жизни, происходит понимание и принятие ребёнком нового статуса – статуса ученика. Начало второго полугодия можно назвать диагностическим этапом, который позволит ещё раз оценить, как протекает адаптация первоклассника к школе.

В норме привыкание ребёнка к условиям школьного обучения длится от 2-3 недель до 6 месяцев. Длительность адаптации во многом определяется, насколько ребёнок был готов к поступлению в 1 класс как в плане физиологическом, так и интеллектуальном, психологическом.

Признаки успешной адаптации

Успешная адаптация означает, что ребёнок принял новую для себя роль ученика: ему нравится школа, он нашёл общий язык с одноклассниками и учителем, понимает и принимает правила школьной жизни. Конечно, возросшие нагрузки (умственная, эмоциональная, физическая), необходимость осваивать новые виды деятельности и налаживать контакты с окружающими, соответствовать школьным требованиям – всё это накладывает отпечаток на самочувствие и настроение маленького школьника, но в целом при благополучной адаптации возникающие негативные проявления быстро снимаются, и ребёнок в целом настроен позитивно.

Новый год, праздничные мероприятия, каникулы позволяют малышу отдохнуть, получить положительные эмоции, набраться сил для продолжения учёбы. После окончания каникул ребёнок, полностью адаптировавшийся к условиям школьного обучения, с радостью возвращается в школу, к друзьям и интересным занятиям.

Тревожные симптомы

А если появились капризы? Что делать в том случае, если после каникул ребёнок с трудом поднимается утром и с большой неохотой, а то и со слезами идёт в школу? Возможны негативные явления и в плане физического здоровья: накануне вечером или утром вдруг поднимается температура, начинает болеть живот, появляется тошнота, головная боль. Такие внезапно появившиеся симптомы часто свидетельствуют всё о том же нежелании идти в школу, просто ребёнок «демонстрирует» это не вербально, через слова, а через своё тело. В таких ситуациях родителям важно понять причину, по которой ребёнок не хочет идти в школу.

Почему ребёнок не хочет в школу

Самая простая и наиболее легко исправимая причина заключается в том, что был «сбит» рабочий ритм жизни ребёнка. Это нередко происходит в выходные и каникулярные дни. Зачастую изменяется время сна — одного этого вполне достаточно, чтобы первоклассник превратился по утрам в этакого капризку. Исправить всё возможно за несколько дней, постепенно возвращая ребёнка к привычному рабочему графику.

Вторая причина гораздо серьёзнее и свидетельствует о проблемах, требующих более основательного подхода для их решения. Часто после новогодних каникул подобные срывы, выражающиеся в отказе идти в школу, проявляются, если адаптация первоклассника складывается не вполне успешно.

Вероятнее всего, что какие-то школьные трудности наблюдались у ребёнка и до каникул. Они могли касаться взаимоотношений с одноклассниками, непосредственно учёбы (неуспешность, трудности в усвоении учебного материала). В каникулы же подобные проблемы отсутствуют. Ребёнок живёт той жизнью, которая ему нравится гораздо больше, чем учёба: прогулки, игры, занятия, которые приносят удовольствие. Чем сильнее выражен контраст между теми эмоциями, которые ребёнок получает в школе и на каникулах, тем сложнее ему возвращаться после перерыва в школу, источнику негативных переживаний.

Поэтому важно понять, в какой помощи нуждается ребёнок, если основой его послеканикулярного поведения является вторая причина: не-
приспособленность к условиям школьного обучения.

Как помочь ребёнку

Дезадаптация может проявляться в различных сферах школьной жизни. Трудно даётся освоение школьных предметов? Не откладывая в долгий ящик, постарайтесь помочь маленькому ученику. Это могут быть систематические занятия самих родителей с ребёнком. Не видите положительных сдвигов или по какой-то причине не получается помочь ребёнку своими силами — подумайте о педагоге-репетиторе. Главное, чтобы количество неусвоенных знаний не становилось с каждым днём всё больше и больше. Приводить потом такой знаньевый хаос в порядок — дело не из лёгких.

Если ребёнку сложно даются какие-то предметы, то кроме помощи непосредственно по математике, чтению или письму, важно установить причину, отчего ребёнку трудно учиться. Причин может быть множество: от неорганизованности школьника до быстрой истощаемости нервных процессов, наличия хронических заболеваний. Если родителям трудно докопаться до первопричины учебных проблем, то необходима помощь специалистов: логопеда, психолога, врача.

Ещё одна сфера, в которой ребёнок может испытывать дискомфорт, — это общение. Прошло полгода, а у ребёнка до сих пор нет друзей в классе? Или он постоянно жалуется, что его обижают, или сам склонен к конфликтам в общении с другими? Очевидно, что такому малышу нужна помощь в налаживании отношений со сверстниками. Особенно необходима поддержка взрослых детям застенчивым, неуверенным в себе, тревожным или, наоборот, склонным к конфликтам и агрессии.

Разговаривая с ними о том, как прошёл школьный день, обязательно спросите про других детей, акцентируя внимание на позитивных моментах. Если вы заинтересованы в том, чтобы вашему ребёнку стало комфортнее среди сверстников, то попробуйте сами организовать такое комфортное общение для небольшой группы детей. Главное при этом быть именно организатором, который «ведёт» весь процесс общения, не пуская его на самотёк. Взрослый при этом определяет правила общения и следит, чтобы эти правила никем не нарушались. Содержание самого общения должно быть интересно для детей: соревнования, мини-походы, конкурсы, игры – от подвижных до настольных и компьютерных.

Если родителям сложно самим определиться, в чём именно причина сложной адаптации первоклассника в школе, то следует побеседовать с учителем, обратитесь к специалистам.

Не для всех приход в школу проходит легко и безболезненно, но разумная родительская любовь, внимание, понимание и поддержка взрослых, без сомнения, помогают малышу пройти непростой этап становления ученика.

Педагог-психолог высшей категории Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Перми

Источники: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/12/13/itogi-adaptatsii-uchashchikhsya-1-i-5-klassov, http://www.56ouo39.com/sh5/images/1%2520%25F1%25EF%25F0%25E0%25E2%25EA%25E0%2520%25EF%25EE%2520%25E0%25E4%25E0%25EF%25F2%25E0%25F6%25E8%25E8%25201%2520%25EA%25EB%252014%25E3.doc, http://zvonokmagazine.ru/adaptacija-pervoklassnikov-vremja-podvodit-itogi/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения