Форма работы детьми период адаптации





Формы работы с детьми раннего возраста
Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметная. Ведущая психическая функция — восприятие.
1.Групповыезанятия
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
ЦЕЛИ

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие восприятия.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
  8. Развитие навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

9. Развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».


ОБОРУДОВАНИЕ
Фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, ковер, массажный шарик, легкие прозрачные шарфы, бумага для рисования, специальный раздаточный материал (для отдельных занятий), цветные шнуры, мелкие игрушки, горох.
Принципыпроведениязанятий:

  1. наглядность обучения;
  2. доступность;
  3. развивающий и воспитательный характер учебного матери
    ала;
  4. системность подачи материала.

Структураиформазанятий
Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 9 человек). Длительность занятия 15 минут.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Общаяструктуразанятия:

  1. ритуал приветствия;
  2. дыхательные упражнения;
  3. пальчиковая, артикуляционная гимнастики;
  4. развивающая игра;
  5. изодеятельность (релаксационные упражнения);
  6. ритуал прощания.

Тематическое планирование психологических занятий в группе раннего возраста

1. Знакомство. 2. Что мы умеем. 3. Волшебные слова (здравствуйте, спасибо). 4. Качаем зайку. Принадлежность к группе

1. Изучаю себя. Схема тела. 2. Что умеют мои ручки. 3. Что умеют мои ножки. 4. Узнаю себя и других

1. Что чувствуют пальчики? Тактильное восприятие (теплый — холодный). 2. Что чувствует язычок? Вкусовые ощущения (сладкий — соленый). 3. Что слышат ушки? Слуховое восприятие (громкий — тихий). 4. Что видят глазки? Зрительное восприятие (светлый — темный)

1. Ласковое солнышко. Восприятие цвета (желтый). 2. Веселый мухомор. Восприятие цвета (красный). 3. Теплый дождик. Восприятие цвета (синий). 4. Шаловливая лягушка. Восприятие цвета (зеленый)

1. Разноцветные шары. Обобщающее занятие по восприятию цвета (красный, синий, желтый, зеленый). 2. Шар и круг. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. 3. Куб и квадрат. Ориентировка в форме. Плоскость и объем. 4. Треугольник и крыша. Ориентировка в форме. Плоскость и объем

1. Круглое — не круглое. Обобщающее занятие по ориентировке в форме. 2. Сказка «Три медведя». Восприятие величины (большой, средний, маленький). 3. Чей хвост длиннее? Восприятие величины (длинный — короткий). 4. Сказка «Теремок». Восприятие величины (широкий — узкий)

1. Восприятие величины (толстый — тонкий). 2. Мои игрушки. Обобщающее занятие по величине. 3. Восприятие пространства (высоко — низко). 4. Восприятие пространства (далеко — близко)

1. Часть и целое. Предметы и понятия. 2. Человек — единое целое. 3. «Мое» и «не мое». „ 4. Радуга. Коллективная работа

2.Индивидуальнаяработа
Диагностика
Включает в себя диагностику познавательных процессов; эмоциональной, двигательной сферы, игровой деятельности в соответствии с эпикризными сроками развития ребенка раннего возраста. Методический арсенал психологического обследования во многом зависит от возможностей обследуемого, от его способностей выполнять тестовые задания.
Первоначальное психологическое обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях (эмоциональная сфера, игровая деятельность). В адаптационный период заполняется индивидуальный лист адаптации ребенка.
Помимо наблюдения проводится психологическое обследование (познавательная сфера, развитие движений, мелкая моторика) с использованием специальных методик, заполняется протокол обследования. Результаты исследования заносятся в индивидуальную карту развития и поведения ребенка.
ИндивидуальноесопровождениеребенкавпериодадаптациикДОУ Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Индивидуальное сопровождение осуществляется при трудной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество со взрослыми, окружающими ребенка.
Используется метод игровой терапии.
3.Работасродителями

  1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма в период адаптации к дошкольному учреждению; анкетирование родителей на готовность ребенка к поступлению в ДОУ; индивидуальные консультации для родителей.

Просветительская работа с родителями в форме:

  1. сообщений на родительских собраниях (например, «Адаптация ребенка к детскому саду», «Психологические характеристики раннего возраста»);
  2. семинаров-практикумов (например, «Игры в раннем возрасте);
  3. просветительских листовок (например, «Как общаться с ребенком?», «Что делать, если»), информационных текстов о работе специалистов дошкольного учреждения с детьми раннего возраста («Представление группы раннего возраста»),

Проведение консультаций, семинаров с воспитателями:

  1. по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
  2. особенностям психического развития детей раннего возраста;
  3. формированию игровой культуры ребенка (используется перечень игр, разработанный в центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца специалистами С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой);
  4. снятию эмоционального напряжения («Способы снятия
    психоэмоционального напряжения»);
  5. согласованию методики режимных процессов с семьей;
  6. развитию мелкой моторики.
  7. Разработка рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми.

Рекомендации воспитателю в период адаптации детей к ДОУ

  1. Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).
  2. Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой.
  3. По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
  4. Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.
  5. Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком.
  6. Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Источник: Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. — М. ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении» (образовательная программа)

Актуальность проблемы, научная и практическая значимость.

Несмотря на проработанность темы социализации ребенка раннего возраста к детскому саду, существующие методы работы с детьми в период адаптации не адаптированы под группу кратковременного пребывания. Отсутствуют методические разработки по созданию условий сетевого партнерства семьи и детского сада. Не в полной мере педагогами внедряются новые формы работы с детьми раннего возраста, не используется инновационный потенциал родителей и педагогов.

Научная значимость заключается в исследовании принципов и направлений работы с детьми раннего возраста, форм и методов оптимизации сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в области возрастной психологии.

Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач по снижению адаптационных рисков, успешную социализацию, познавательное и личностное развитие ребенка. Разработанное методическое пособие представляет собой научно-обоснованные дидактические материалы для педагогов.

Основная идея проекта: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации помогает детям успешно социализироваться, войти в коллектив сверстников, активизировать познавательную, речевую активность.

Цели и задачи.

Цель. создание психолого-педагогической системы сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период для обеспечения ранней социализации, а так же гармоничного познавательного и личностного развития.

  1. Повышение адаптивности детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения.
  2. Повышение уровня познавательного и личностного развития детей с использованием новых технологий.
  3. Повышение уровня компетентности педагогов, работающих в группе кратковременного пребывания детей по вопросам их успешной адаптации.
  4. Повышение психологической компетентности родителей по вопросам социальной адаптации и развития детей раннего возраста.

Основное содержание работы.

I этап (подготовительный) — подборка и изучение методологической и педагогической литературы.

II этап (диагностический) — выявление уровня познавательных способностей детей.

III этап (основной) — включает реализацию проекта.

В ходе реализации проекта используются следующие формы и методы работы:

  • с детьми: наблюдение, диагностика развития познавательной сферы детей, индивидуальные и групповые занятия, работа по подгруппам, в парах, свободная игровая деятельность, посещение сенсорной комнаты, ведение видеожурнала «Мама — рядом», участие в досугах и развлечениях.
  • с родителями: анкетирование, опросы; беседы; консультации групповые, индивидуальные; родительские собрания; ведение видеожурнала «Мой день в детском саду», обучающие тренинги; участие в праздниках, развлечениях; мастер-классы, выставки; совместное творчество родителей и детей — «Творческая мастерская»; экскурсии в рамках формирования единого социокультурного и образовательного пространства; проведение социально ориентированных акций: издание семейных газет, встреч членов детско-родительского клуба с будущими родителями, молодыми семьями, с родителями детей разновозрастных групп, постоянно действующий «Семейный консультативный пункт».
  • с педагогами: семинары-практикумы; выступления на педагогических часах, педагогических советах; консультации; совместное творчество педагогов и детей; мастер-классы, тренинги; участие в самоуправляемых творческих группах; совместное планирование индивидуальных маршрутов для детей; участие в творческих командах, состоящих из сотрудников и родителей.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии создания уникального образовательного пространства в кабинете для занятий и использования технологий дизайна при оформлении территории кабинета (использование уголка с элементами сенсорного оборудования и игротекой, использование технологии игры с песком, уголок с играми, игрушками развивающего и познавательного характера).

IV этап (итоговый) — подведение итогов реализации проекта.

Результаты, выводы.

Проект реализуется в течение трех лет, ориентирован на ранний возраст детей посещающих группу кратковременного пребывания.

Реализация педагогического опыта позволила добиться успешной социальной адаптации, отсутствия детей-дезадаптантов и детей с тяжелой степенью адаптации. Сравнительный анализ результатов показал: повышение уровня речевого развития, познавательной и игровой активности. Повышение уровня развития эмоциональной сферы на 46,5%, снижение уровня тревожности на 15%, повышение уровня познавательной сферы на 25%. Участие в «Родительской академии» позволили повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: работа ориентирована на отслеживание долгосрочного результата на дошкольной ступени и далее.

Достигнутые результаты показывают возможность успешно адаптироваться при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение, школу искусств, кружки дополнительного образования. Дети в последующем показывают высокие результаты по усвоению программного материала, посещают кружки: технология «Система интенсивного развития способностей», «Театральная студия», «Интеллектуалы» в детском саду.

Необходимость работы в рамках проекта позволяет прийти к ее систематизации, расширению, поиску новых научных современных подходов. И это также является весомым результатом.

Скачать

Формы работы с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Подробности Опубликовано: 12 февраля 2016 Обновлено: 09 июля 2016 Просмотров: 24

Формы работы с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами.

Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада.

Поэтому правильно организованный период адаптации ребенка к дошкольному учреждению позволяет устранить данную проблему через:

*преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

* формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу психологическую защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Успешной адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ будет в том случае, если заранее будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада; взаимодействие с родительской аудиторией состоится на основе педагогического диалога; семья активно вовлекается в воспитательно - образовательный процесс дошкольного учреждения; будут учтены психические и физические особенности ребёнка. с учётом эмоционального настроения и состояния его здоровья; будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

С целью улучшения адаптации детей к ДОУ мы предлагаем разработанную педагогами нашего детского сада систему работы с родителями.

Прежде чем привести ребенка в детский сад, мы рекомендуем родителям познакомиться с сайтом МБДОУ № 37 «Теремок» - это информационно-образовательный ресурс в совместной деятельности педагогов и родителей. Структура сайта и его содержание позволяют родителям подробно узнать по каким программам работают педагоги, какие условия созданы в развивающей предметно – пространственной среде группы и всего детского сада (насколько они вариативны, доступны, безопасны), какие оздоровительные мероприятия проводятся для детей, как обеспечивается коррекционно - развивающее направление, как организовано их питание, режим дня; на страничках групп можно увидеть достижения детей, фотографии о проводимых мероприятиях и много другой полезной информации.

Учитывая специфику нашего детского сада, очень важной формой взаимодействия родителей с медицинскими работниками ДОУ является сбор анамнеза, прогнозирование адаптации, рекомендации.

При поступлении ребёнка с нарушением зрения в детский сад медицинские работники осуществляют наблюдение за ним, собирают у родителей анамнез жизни, развития поведения и особенности ребёнка. Вместе с воспитателем разрабатывают индивидуальный план режима пребывания, питания и оздоровления вновь прибывшего ребёнка.

Для составления прогноза адаптации всю необходимую информацию обычно можно получить из 2-х источников – анкетирование родителей и прямой контакт с ребёнком. Для снижения заболеваемости в группе рекомендуется щадящий режим, осмотр детей специалистами, организация оздоровительных лечебно-профилактических мероприятий, организация светового режима, пропаганда здорового образа жизни, организация закаливания.

Период адаптации - трудное время не только для самого малыша, но и его родителей. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. От того, насколько доверительным будет контакт, во многом зависит качество адаптации ребенка к своей группе.

Наглядная информация в родительских уголках и анкетирование - позволяют доносить важный справочный и информационный материал: ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи. Формы работы - педагогические информационные стенды, выставки, папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания, фотовыставки, презентации, показы детских работ и многое другое.

День открытых дверей - в этот день воспитатели знакомят детей и родителей с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей, игры с участием детей, родителей и воспитателей. У каждой семьи есть хорошая возможность увидеть и понять, в каких условиях будет расти и развиваться их малыш в среде сверстников. Зачастую такие встречи становятся настоящим образовательным событием.

Родительские собрания - организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в детском саду. Тематика их носит определенную направленность: адаптация ребёнка в детском саду; особенности возраста и особенности привыкания детей данной возрастной группы; характер поведения детей при поступлении в дошкольное учреждение и его зависимость от опыта общения ребёнка; роль семьи в период привыкания ребёнка к детскому саду.

Индивидуальная беседа - может проходить по запросу родителя или по инициативе воспитателя. Проводится в утренние и вечерние часы, касается в основном самочувствия ребёнка, его настроения, поведения, его достижений или трудностей, в которых ребенку нужно обязательно помочь.

Родительский клуб – площадка для обмена опытом семейного воспитания. Мастер - классы, квесты, семинары-практикумы, консультации для родителей проводятся для того, чтобы научить родителей, как правильно организовать деятельность детей дома. В зависимости от решаемых задач, проводятся они как со всей группой родителей, так и с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определёнными педагогическими знаниями и умениями.

Рекомендуемые темы занятий: как знакомить ребёнка с цветом, формой, величиной; упражнения для развития речи; что и как наблюдать в природе; игры со строительным материалом и тому подобное.

По запросу родителей на такие встречи приглашаются все специалисты детского сада, от которых родители хотели бы получить интересующую их консультацию: заведующий, старший воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог (тифлопедагог), музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медицинские работники.

Все эти формы направлены на объединение усилий педагогов и родителей, чтобы привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения прошло легко и радостно для ребенка.

Подготовила: старший воспитатель Н.А.Баландина

Источники: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/38-dokumentacziya-psixologa-v-detskom-sadu/848-formy-raboty-s-detmi-rannego-vozrasta, http://psy.su/psyche/projects/716/, http://dou24.ru/mkdou37/index.php/2011-02-03-08-13-17/49-2011-02-01-05-56-39/2016-02-12-08-12-24/335-2016-02-12-08-15-19





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения