Диплом проблемы социальной адаптации детей аутистов





Аутизм у детей. Методические разработки, применяемые в обучении детей с аутизмом

Автор: Колесник Надежда Михайловна

Организация: МБОУ МСШ

Населенный пункт: Республика Крым, г. Евпатория

Аннотация: в статье рассматриваются пути помогающие развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению, установить контакты с взрослыми и детьми, проявить интерес к окружающему миру, преодолеть речевые расстройства игровыми подходами, которые помогают развивать сенсорную систему, крупную и мелкую моторики, речевые и коммуникативные способности ребёнка. И тем самым создать условия для его адаптации в различных жизненных ситуациях, в том числе в общении с окружающими людьми и при обучении в школе. Конечная цель методики - дать детям полноценную жизнь при обучении в школе.

Ключевые слова: аутизм- «аутос» (сам), коррекционные методы.

Проблема сложного дефекта становится всё более актуальной для современной психопаталогии детского возраста патапсихологии и коррекционной педагогики. За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Синдром аутизма входит в состав сложного дефекта. Причиной этого феномена является влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. В России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушения развития. Проблемы этих детей заставляют специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Внимательное изучение феноменов, с которыми имеем дело, систематическое и вместе с тем творческое использование описываемых методик сделает коррекционный процесс более эффективным. В этой работе рассматриваются вопросы обучения детей с аутизмом речевым, и коммуникативным навыкам, развитию самостоятельности. Есть очень много теорий и методик, относящихся к коррекции аутизма, но ни у одной из методик нет монополий на истину. Все методики работы с аутистами можно применять избирательно, как рекомендации.

«Аутичность — (от греческого — сам) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний».

Аутизм- это нарушение развития, характеризующееся значительным ухудшением в социальном функционировании, общении, а также качестве, разнообразии и частоте деятельности и поведения. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта: двигательного, интеллектуального, речевого. Развитие аутизма обычно начинается до 3-х лет, а продолжается в течении всей жизни. Эти дети избегают пристальных взглядов, прикосновений и вообще контактов с людьми. У них ограниченные, повторяющиеся и стереотипические формы поведения, интересов и деятельности. Ребёнок чаще молчит, говорит отрывочно и несвязно, или вообще речь отсутствует. В ходе работы с такими детьми могу отметить положительную динамику ребёнка с диагнозом аутизм. В использовании методики, « которая не ждёт», например, когда ребёнок научится выполнять инструкции, его рукой нужно показывать движения и все задания выполнять его рукой до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнять навыки. Визитной карточкой ребёнка аутиста является игра. Действия ребёнка нужно принимать безоговорочно, поскольку эти дети констатируют некий проект, означающий конструкции, посредством которых ребёнок пытается представить себя, даже если у него это и не получается. Следующим шагом, что мы ищем возможность быть введённым в его модели, предлагая небольшие изменения. Нужно стараться стать его партнёром в работе, играх, учёбе. Из опыта в обучении чтения детей с аутизмом была отмечена положительная динамика при такой методике обучения.

Начинаем работу на уровне набора однообразных звуков («а-а», «э-э», «м-м», и.т.д.)

Используем предметы, картинки, напечатанные слова применяем на всех этапах работы. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Эта работа делится на несколько этапов.

На 1 этапе работы устанавливаем формальный контакт с ребёнком, чтобы он почувствовал «неопасность» ситуации и был готов находиться со мной в одном помещении.

На 2 этапе раскладываем мозаику, бусы, пазлы, картинки, игрушки. Учитель помогает в игре с ребёнком. Постепенно страх исчезает, и он работает с учителем.

Всегда на уроках присутствует мама, которая видит положительную динамику у ребёнка и может дома отработать занятие. Учитель фиксирует взгляд на картинке, используя речевые инструкции «возьми», «положи», «двигай». В качестве стимулирующего материала можно использовать парные картинки или предметы. При выполнении заданий побуждаем ребёнка утвердительно, кивнуть головой. В работе с пазлами, прищепками, песком, домино тоже используем речевые инструкции, повторяя «Молодец, всё правильно».

На 3 этапе обучаем чтению по трём направлениям: побуквенное, послоговое, глобальное чтение.

Виды работ, используемые учителем:

  1. Чтение автоматизированных энграмм (имена, клички животных, овощей, фруктов).
  2. Чтение слов. Подбираем картинки по всем лексическим темам. Используем лото. Находим и накладываем картинки на альбомный лист с уже заготовленными картинками, внизу напечатанные слова. К игрушкам вешаем таблички-слова.
  3. Понимание письменных инструкций, устных « покажи глазки у куклы», теперь нарисуем глазки, « покажи колёса у машинки», «подойди к двери», «к окну», «возьми карандаш, ручку».
  4. Работа с магнитной азбукой («работаем» рукой ребёнка).
  5. Работа с доской («работаем» рукой ребёнка).

4 этап. Чтение предложений. Используем сюжетные картинки. ( Кошка сидит. Кошка спит, Кошка бежит). Под картинки подбираем напечатанные предложения.

5 этап. Послоговое чтение. (Открытый слог, закрытый слог).

Виды используемых работ.

Чтение слоговых таблиц (по принципу лото).С помощью магнита «ловим рыбку», буквы, слоги и проговариваем их. Подбираем картинки на определенные звуки. Под картинкой выкладываем слово. Всегда дома обязательно отрабатывать урок проведённый в школе.

Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает здоровьесберегающие технологии. Используется пальчиковая гимнастика, психогимнастика, физминутки, дыхательные упражнения, арт-терапия, изотерапия, песочная терапия.

Опыт работы с аутичными детьми показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, упорная коррекционная работа даёт положительную динамику: ребёнок стаёт более адаптированным, общительным и самостоятельным. Весь разработанный материал отвечает методическим требованиям и может быть использован педагогами, работающими с такими детьми. В каждом индивидуальном случае коррекционная помощь может принести результаты, даже в случае деменции многие навыки, сформированные раннее сохраняются. Внимание и любовь к ребёнку, грамотно построенные коррекционные занятия всегда вознаграждаются определёнными положительными результатами в обучении.

  1. Нуриева Л.Г.Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. Теревинф,2010.
  2. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сб.упражнений М.1999г.
  3. Игры и занятия с особым ребёнком. Ньюмен С/Изд. Теревинф, 2007г.
  4. Дети с аутизмом. П. Сатмари /Изд. Питер, 2005г.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.1999г.
Опубликовано: 17.02

Специалисты Башкортостана и Азербайджана обменялись опытом по воспитанию детей-аутистов

17.05 15 мая Благотворительный фонд Мать и Дитя города Стерлитамака при содействии Российского агентства развития информационного общества РАРИО провел первую Международную онлайн-конференцию между Республикой Башкортостан и Азербайджанской Республикой. Посредством Интернета специалисты центров дополнительного образования двух стран, находящиеся друг от друга на расстоянии нескольких тысяч километров, обсудили проблемы социальной адаптации детей и подростков с расстройствами аутического спектра в образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.

В рамках конференции обсуждались следующие темы:
Воспитание детей с расстройствами аутического спектра расстройства (РАС)
Как помочь матери ребенка с РАС?
Что в семье мешает воспитанию ребенка с РАС?
Как выстраивать свою речь в общении с ребенком, страдающим РАС?

Модераторами конференции выступили:
Ругия Рустамова - педагог – психолог центра дополнительного образования Мать и Дитя (Республика Башкортостан, город Стерлитамак);
Арзу Музафарова - психолог, директор психологического центра Позитив (Республика Азербайджан, город Баку).

Специалисты двух стран поделились опытом работы с детьми с расстройствами аутического спектра, обсудили вопросы социализации детей с аутизмом в условиях семьи и образовательных учреждений, получили ответы на вопросы о роли родителей в развитии детей с РАС и создании социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка с аутизмом в социуме. Каждый специалист в рамках семинара получил диплом Международного образца.


Пресс-служба Министерства труда
и социальной защиты населения РБ

«Торт, медаль и диплом»

Именно такой наивный ответ я получил от одного из героев материала на вопрос: «Что дает вам спорт?». Ребят можно понять

Все они -воспитанники Психоневрологического интерната №11, места, куда попадают после детских домов, достигшие совершеннолетия молодые люди.

Восемь лет назад Федерация дзюдо решила помогать детскому дому-интернату для умственно отсталых детей.

Возили соки, сладости, дарили подарки и общались с детьми на праздниках как это делают многие организации.

«Но очень скоро стало ясно, что такой помощи недостаточно -все дети с непростыми диагнозами -болезнь Дауна, ДЦП, аутизм. Им, как самым незащищенным членам общества, необходима социальная адаптация»


Появилась идея взять их с собой на занятия дзюдо. Хоть многие виды спорта и адаптированы для инвалидов, но никогда раньше на татами не выходили дети с ДЦП или особенностями психического развития.

Организаторы проекта столкнулись с необходимостью разработки новой методики тренировок. В этом им помогли специалисты кафедры реабилитации и спортивной медицины РГМУ, которые составили программу занятий с инвалидами.

Так появился проект Доктор дзюдо, созданный Дмитрием Кузнецовым, заслуженным тренером России, мастером спорта (5 дан) и вице-президентом Федерации дзюдо Москвы.

Тренировки мало напоминают дзюдо как таковое. Это общефизическая подготовка, эстафеты, подвижные игры, упражнения и простейшие навыки самообороны.

«Но уже с первых занятий стало понятно, что это даже больше, чем социальная адаптация»

В группах специально объединены ученики с самыми разными патологиями.

От достаточно тяжелых ребят, испытывающих серьезные проблемы в общении, и заканчивая практически здоровыми, имеющими лишь минимальные двигательные или поведенческие расстройства.

Такое совмещение идет на пользу и тем и другим и давно используется в инклюзивном обучении

По программе Доктор дзюдо занимаются даже дети с ДЦП. Для них очень важно выходить из четырех стен, не бояться падать, учиться общению и узнавать мир.

Именно это общение Дмитрий Кузнецов считает самым важным в проекте. Ученики звонят, встречаются с тренером, вместе ходят в кино. Ковер тут отошел на второй план, он здесь уже как идея, как возможность объединить их.

«Я знаю многое: кто на ком жениться собирается, кому какие подарки нужны на день рождения, у кого какие сложности в комнатах»

Сейчас занятия по программе проходят сразу в нескольких московских центрах дзюдо.

Появилось даже два новых направления Доктора дзюдо: дзюдо для глухих и дзюдо для слепых и инвалидов по зрению.

Но главный принцип остался неизменным -занятия проводятся бесплатно абсолютно для всех.

Источники: http://www.pedm.ru/categories/10/articles/1040, http://mintrudrb.ru/press/news/13526/, http://neinvalid.ru/tort-medal-i-diplom/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения