Дементьева ф социальная адаптация детей сирот





Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме Текст научной статьи по специальности Психология

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кожевникова Оксана Александровна Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-i-identichnost-kak-psihologicheskie-usloviya-adaptatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sotsiume (дата обращения: 27.09).

Кожевникова Оксана Александровна Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме Сибирский педагогический журнал (2007). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-i-identichnost-kak-psihologicheskie-usloviya-adaptatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sotsiume (дата обращения: 27.09).

Кожевникова Оксана Александровна (2007). Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме. Сибирский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-i-identichnost-kak-psihologicheskie-usloviya-adaptatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sotsiume (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кожевникова Оксана Александровна Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1 С.184-192.

Кожевникова Оксана Александровна Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме Сибирский педагогический журнал (2007).

Кожевникова Оксана Александровна (2007). Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме. Сибирский педагогический журнал

Аспирант Шагинова В.А.

Могилевский Государственный Университет им. А.А.Кулешова, Беларусь

Социально-педагогическая характеристика личности студентов-сирот

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации. В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [5].

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Исследователи выделяют следующие психолого-педагогические характеристики юношеского возраста у детей-сирот. В связи с тем, что в школе дети-сироты часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается более низкий уровень овладения знаниями, умениями и навыками, неразвитость саморегуляции, способность управлять собой по сравнению со сверстниками [2].

Психолого-педагогические особенности студентов-сирот первого курса существенно отличаются от старшекурсников. Так, первокурсники зачастую характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (нарушение внутреннего распорядка в общежитии, употребление алкоголя, курение, агрессивно-демонстративное поведение, различными формами делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживания своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека [3].

Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Анализ психолого-педагогических исследований по данной теме позволил выявить следующие специфические особенности процесса социализации у студентов- сирот юношеского возраста:

ü Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

ü Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

ü Низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

ü Слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

ü Потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

ü Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

ü несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;

ü несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

ü низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

ü и, наоборот, чрезмерное привлечение внимание, желание любыми средствами выделится среди сверстников, завоевать внимание старших, болезненное самолюбие, нетерпимость к критике;

ü трудности в обучении, концентрации на предмете, быстрая смена интересов, неспособность довести начатое дело до конца;

ü склонность к аддитивному ( саморазрушающему ) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты [1,4].

Дети-сироты пережили большое количество деприваций, что накла дывает отпечаток на дальнейший процесс социализации. Для них характер ны проблемы как социального, педагогического характера, так и психологи ческого, которые необходимо учитывать при работе с данной категорией де тей.

1. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.,1996.

2. Галигузова Л. Н, Мещерякова С. Ю. Царегородцева Л. М. Пси хологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах //Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 17-25.

3. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот//Социальная педагогика. - 2003. - №2.

4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/Под
ред. Стребелевой В.А. - М.,1998.

5. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия./Ред.-
сост. В. С. Мухина. - М. Просвещение, 1991. -223 с.

Л. Я. Хакимова

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал

Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина 49

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома: организация воспитательно-образовательной деятельности в детском доме усвоения воспитанниками социальных ролей, направленная на развитие самооценки, стремление к личным достижениям, интеграцию в общество; развитие самосознания, самоконтроля, самоорганизации и самоопределения воспитанников; организация систематической планомерной воспитательной работы по формированию умений и навыков организации быта и жизнедеятельности воспитанников. Внедрение данных условий основывается на следующие принципы: принцип стратегии, принцип преемственности, принцип открытости системы, разнообразие форм и методов разрешения трудных жизненных ситуаций детей, научная, методическая и технологическая обеспеченность социально-педагогической поддержки детства.

  • воспитанник
  • детский дом
  • организационно-педагогические условия
  • социализация
  • социальные роли
  • pupil
  • orphanage
  • organizational and pedagogical conditions
  • socialization
  • social roles
  • principles
  1. Аксенова В. И и др. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения. Ставрополь, 2003. 116 с.
  2. Анисимов В. И. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях // Социальные проблемы сиротства. М. институт социологии РАО, 1992. С. 158.
  3. Байтингер Е. Меры зашиты воспитанников детского дома // Директор школы. 2002. №4. С. 115-125.
  4. Беляков Б. В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №1. С. 8-12.
  5. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб. Речь, 2004. 272 с.
  6. Кочешкова Ю. Н. Ресоциализация и социальная адаптация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Вестник университета Российской академии образования. 2004, №4. С. 111-114.
  7. Олиференко Л. Я. Шульга Т. И. Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М. 2002. С. 84.
  8. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л. М Шипициной. СПб, 2003. С. 144.
  9. Джаримова Х. А. Социальная депривация детей-сирот: социологический анализ: Автореф. Дисс. … канд. соц. наук. Майкоп, 2002. С. 11.
  10. Макушина Е. А. Возможности социально-психологической адаптации воспитанников детского дома в системе патронатного воспитания // Вестник университета Российской академии образования. 2004. №4. С. 123-125.
  11. Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности. // Социальные исследования. М. Наука, 1970. С. 9-21.
  12. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997. С. 164.
  13. Леонтьев А. А. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. М. Интеллект-Центр, 2001. С. 192.
  14. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2000. №16. С. 3-7.
  15. Бобылева И. А. Условия и критерии социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей // Вестник университета Российской академии образования. 2004. №4. С. 36-47.
  16. Шагимуратова Н. М. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома // Социальная педагогика. 2007. №7. С. 73-75.


Copyright © Вестник Башкирского университета 2010-2016

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-i-identichnost-kak-psihologicheskie-usloviya-adaptatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sotsiume, http://www.rusnauka.com/8_NIT_2008/Tethis/Pedagogica/27345.doc.htm, http://bulletin-bsu.com/arch/2014/1/8-7/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения