ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В АДАПТАЦИИ
Н. А. Степанова, кандидат психологических наук, доцент
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия
Образование как целостная система предполагает две цели: социализацию и индивидуализацию личности учащегося. Интегрировать эти образовательные сферы в единое образовательное пространство, создать условия для полноценного развития ребенка призвано дополнительное образование детей. Дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, которая сочетает разнообразные виды содержательного досуга детей и подростков с различными формами образовательной деятельности, создает условия для проявления индивидуальных способностей человека, является неотъемлемой частью его социализации.
Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социального поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду.
Учитывая разнообразие отклонений в развитии у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как отмечает И. И. Мамайчук, исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество. На современном этапе особенно остро стоит проблема формирования системы непрерывного процесса взаимодействия и взаимовлияния социальных институтов, направленных на социализацию, социальную адаптацию и обеспечение развития потенциальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья [1].
В мировой практике социальным показателем качества жизни лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями является комплекс факторов, не зависящих от психофизических особенностей ребенка. К таким факторам относятся:
– здоровье (знание правил здорового образа жизни и их реализация);
– материальное благосостояние;
– образование и профессиональное обучение;
– коммуникабельность, умение поддерживать отношения с окружающими и близкими людьми, самостоятельность контактов;
– социальная безопасность (знание и выполнение норм безопасности в общественных местах, в собственном жилище, в экстремальных ситуациях);
– непосредственное участие в общественной жизни, осознание собственной социальной роли, готовность взаимодействия с людьми;
– нравственные устои, социальная значимость, понимание чувств, эмоций других людей, умение контролировать свои эмоции [1].
Создание в социуме условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья является важной социальной задачей, на решение которой направлена система дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования являются тем институтом общества, который в состоянии интегрировать воспитательные усилия социума для эффективного решения задач социальной адаптации и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и актуализирует внимание и поддержку со стороны общества и государства. Оно представляет собой реальную социальную силу, которая сочетает разнообразные виды содержательного досуга детей и подростков с различными формами образовательной деятельности, создает условия для проявления индивидуальных способностей человека. В условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Оно способствует самореализации и социализации личности и опирается на свободный выбор ребенком видов деятельности.
Дополнительное образование детей с отклонениями в развитии – организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Именно оно может удовлетворять нереализованные запросы для детей с отклонениями в развитии, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.
К преимуществам дополнительного образования детей относятся следующие: свобода выбора, широкий спектр видов деятельности, субъект-субъектные отношения, внимание к развитию творческого потенциала, личностно-деятельностный подход.
Уникальность дополнительного образования состоит в том, что именно этот вид образования подстраивается под запрос семьи, решает задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности, решать возникающие проблемы. Одной из актуальных проблем современного ребёнка является проблема социальной адаптации.
Для детей с особо тяжёлой формой инвалидности и предписанием не обучаем дополнительное образование становится порой единственным образовательным учреждением. И, безусловно, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимы специалисты, знающие особенности развития этих детей.
Таким образом, дополнительное образование – необходимое звено в социализации детей с отклонениями в развитии. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект и т. п.
Вопросы социализации и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии возможно успешно решать только в содружестве коллективов образовательных учреждений, семьи и социума. Основное и дополнительное образование выступают равноправными сферами общего образования, обеспечивающими его целостность, а в некоторых случаях дополнительное образование является единственно возможным для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. Речь, 2007. – 288 с.
Комментарии:
Всероссийская научно-практическая конференция
«Актуальные вопросы социализации детей с трудностями в социальной адаптации
на основе использования воспитательной компоненты программ
дополнительного образования детей»
прошла 19 по 21 ноября 2013 года в Туле
в рамках реализации проекта
«Совершенствование механизмов социализации детей с трудностями в социальной адаптации
на основе воспитательной компоненты программ
дополнительного образования детей» (ФЦПРО на 2011-2015 годы
Организаторы конференции: ФГБНУ «ЦПВиСППДМ» и ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого».
В оргкомитет конференции вошли представители правительства Тульской области, Министерства образования Тульской области, руководители и преподаватели образовательных учреждений, центров детского творчества, специалисты сферы государственной молодежной политики, представители общественных организаций и духовенства.
В работе конференции в очно-заочной форме приняли участие 289 человек из Тульской, Московской, Тамбовской, Челябинской, Калужской областей, Республики Татарстан, г. Москвы и других субъектов Российской Федерации.
Участники конференции: руководители, педагоги и специалисты учреждений общего и дополнительного образования, преподаватели образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ученые и практики, специалисты по работе с молодежью, разрабатывающие и реализующие программы дополнительного образования для детей.
Для участников конференции был разработан пакет раздаточных материалов в бумажном и электронном варианте, который содержал: глоссарий; нормативные документы; требования к содержанию программ дополнительного образования; программы, рекомендованные участниками конференции; методические материалы; буклеты; презентации и др.
В работе пленарного заседания приняли участие специалисты Министерства образования Тульской области; ведущие ученые в области педагогики, психологии, организации образовательного процесса с детьми, имеющих трудности в социализации; представители общественных организаций, духовенства.
Тематика докладов на пленарном заседании была посвящена актуальным вопросам современного дополнительного образования детей, программного и методического обеспечения дополнительного образования, проблемам социализации и адаптации детей.
С пленарными докладами выступили:
• Синягина Н.Ю.. д.псх.н. профессор, директор Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи, г. Москва
«Дополнительное образование: возможности социализации детей с трудностями в социальной адаптации»см. скачать презентацию
• Орлихина Н.Е.. д.п.н. профессор начальник инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования
«О реализации социально-педагогического проекта Тульской области «Пространство детства – современность и будущее» см. скачать презентацию
• Протоиерей Вячеслав Ковалевский. руководитель отдела по работе с молодежью Тульской Епархии
«Опыт работы с молодежью Русской Православной церкви»
• Степанова Н.А.. к.псх.н, декан факультета психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого
«Социализация детей с проблемами адаптации в пространстве дополнительного образования»
• Райфшнайдер Т.Ю.. к.псх.н, зам. директора Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи, г. Москва
«Социализация подростков с девиантным поведением средствами искусства»
• Панфилов О.П.. профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ им. Л.Н. Толстого
«Антропобиоритмологический подход в физическом воспитании детей как фактор социальной адаптации»
• Ефимова О.И.. к.псх.н, доцент, с.н.с. Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи, г. Москва
«Активные методы обучения в системе дополнительного образования старшеклассников»
• Болелова А.Г.. к.п.н. доцент, с.н.с. Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи, г. Москва
«Повышение качества в системе дополнительного образования как условия эффективности социализации детей с трудностями социальной адаптации»
Заинтересованный разговор продолжился на секционных заседаниях:
Секция № 1. Специфика реализации программ дополнительного образования для детей с трудностями в социальной адаптации.
Секция № 2. Опыт подготовки кадров для системы дополнительного образования детей с трудностями в социальной адаптации.
Секция № 3. Реализация воспитательной функции программ дополнительного образования детей с трудностями в социальной адаптации. Проблемы и пути решения.
Руководство секциями осуществляли ведущие ученые (педагоги и психологи, заведующие кафедрами).
В ходе конференции была организована работа круглых столов: «Методическое обеспечение реализации воспитательной функции в программах дополнительного образования детей с трудностями в социальной адаптации», «Пути совершенствования деятельности дополнительного образования детей с трудностями в социальной адаптации».
Участникам конференции была предоставлена возможность выбора участия в работе мастер-классов, проходивших на базе ТГПУ им. Л.Н.Толстого, а также в ведущих образовательных учреждениях Тулы и Тульской области: Киреевская школа-интернат; МБДОУ №125 Пролетарского района (детский сад); «Лицей № 3 (искусств)»; «Центр детского творчества г.Щекино» (п.Первомайский); ТГПУ им. Л.Н.Толстого (по шейпингу и аквааэробике). Участникам конференции был представлен опыт работы центра психолого-педагогической и социальной помощи взрослым и детям «Надежда» ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
Ежедневно конференция завершалась работой консультационных площадок..
С целью изучения удовлетворенности участников работой конференции был подготовлен диагностический инструментарий и проведена поэтапная оценка качества решения поставленных задач.
По итогам работы получен большой информационный массив (анкеты участников конференции, отзывы, пожелания и др.), который в обработанном виде будет выложен на сайте университета. Проведение конференции сопровождалось широким освещением в СМИ, сети Интернет, на государственном телеканале.
По итогам участникам конференции был выдан «Сертификат участника».
Фотоотчет первого дня конференции (для просмотра галереей кликните на фото)
Круглый стол
«Методическое обеспечение реализации воспитательной функции
в программах дополнительного образования детей с трудностями в социальной адаптации»
Пояснительная записка
Актуальность образовательной программы:
Постоянно растет число детей с девиантным и аддиктивным поведением, склонных к употреблению психоактивных веществ. Развитие девиантных форм поведения зачастую определяется отсутствием жизненно важных конкретных навыков, составляющих основу социальной и личной компетентности. Поэтому одним их условий снижения девиантных форм поведения является формирование у школьников личностной и социальной компетентности.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящий момент наиболее остро стоит проблема недостаточного развития когнитивных, эмоционально-волевых и речевых навыков, обусловленная различными отклонениями в развитии детей. Поэтому важную роль в образовательном процессе играет профилактика и коррекция речевых нарушений различной этиологии.
Отсутствие конкретных навыков, определяющих жизненную компетентность ребенка, зачастую приводит к искаженному развитию и социальной дезадаптации. Помощь в социальном становлении личности, адаптации её к социуму, является актуальной.
Содержание и структура программы дополнительного образования детей выполнены в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения к общему и дошкольному образованию.
Цель образовательной программы:
Целью программы является обучение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Задачи образовательной программы
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- Развитие и адаптация детей к условиям обучения в массовой школе, в том числе детей с отклонениями в речевом развитии, когнитивных умений и познавательных универсальных учебных действий и конструктивных стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций.
- Снижение проявлений агрессивных и тревожных состояний у детей.
- Профилактика асоциальных и девиантных форм поведения.
- Реинтеграция в социум детей с отклонениями в поведении.
- Формирование ответственности, учебной мотивации и ценности здорового образа жизни
Категория обучающихся:
Дети дошкольного и школьного возраста, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и реабилитации.
Новизна образовательной программы:
Программа разработана на основе новейших исследований педагогов и психологов в области формирования аддикций и аддиктивного поведения, в области развития у детей и подростков социальных навыков и жизненных умений, а также с учетом передового отечественного и зарубежного опыта работы с детьми групп риска в соответствии с универсальной моделью развития личности «Цветок потенциалов» В.А. Ананьева.
Теоретические положения образовательной программы
Основанием для отбора содержания данной программы являются системно-деятельностный подход, научно-методические рекомендации по формированию жизненных навыков и комплекса качеств, образующих умение учиться, разработанные ведущими отечественными учеными-психологами, и концепция системной профилактики девиантного поведения проф. В.А. Ананьева.
Практическая значимость программы:
Программа ориентирована на практику работы с детьми в школах Адмиралтейского района и работы с детьми, направленными со всех районов города для прохождения курса реабилитации наркозависимости. Полученные на практических занятиях знания и умения помогут детям адаптироваться к условиям обучения в образовательной организации, преодолеть эмоциональные и поведенческие проблемы, реинтегрироваться в социальное окружение.
Ожидаемые результаты:
Формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, эффективно преодолевать жизненные проблемы и демонстрировать стереотипы здорового образа жизни.
Технология обучения:
В работе по образовательной программе предусмотрены следующие педагогические технологии: практические занятия, тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические технологии, развивающий диалог, ролевые и деловые игры, критическое мышление, игровые технологии, французская мастерская, использование ИКТ, аппаратуры БОС, мини-проекты, мини-лекции. Обучение предусматривает следующие формы: индивидуальная работа, работа в малых группах, работа в парах.
Структура образовательной программы:
Состав
Программа состоит из пояснительной записки, учебного плана, трех образовательных блоков: коррекционно-развивающий, реабилитационно-коррекционный, социальной адаптации, календарного учебного графика и примерных рабочих программ по направлениям:
Коррекция устной и письменной речи;
Развитие познавательных универсальных учебных действий;
Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста;
Реабилитация детей, злоупотребляющих ПАВ;
Реабилитация девиантных подростков;
Реабилитация эмоционального благополучия;
Реабилитация социального благополучия;
Профилактика школьной дезадаптации;
Профилактика зависимого поведения;
Развитие навыков здорового образа жизни;
Оценочные и методические материалы представлены в примерных рабочих программах.
Организационно-педагогические условия
Зачисление в контингент
Зачисление детей на обучение по программе производится в соответствии с Правилами приема детей в Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Режим занятий:
От 1 до 3 раз в неделю по 1 – 1,5 часа в день в свободное от уроков время (кроме детей, зависимых от ПАВ, которые находятся на обучении в условиях частичного пребывания в ГБОУ ЦППРК).
Поведение обучающихся регламентировано документом Правила внутреннего распорядка для учащихся ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Источники: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/258/dopolnitelnoe_obrazovanie_kak_mehanizm_socializacii_detej_s_problemami_v_adaptacii/, http://www.cipv.ru/pages.php%3Fpageid%3D5422, http://cpprk-adm.ru/2-uncategorised/224-obrazovatelnaya-programma-sotsialno-pedagogicheskoj-napravlennosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
Комментариев пока нет!