Актуальность адаптации детей доу





Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения остается актуальной проблемой дошкольного воспитания и связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы, в связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом процесс адаптации к детскому дошкольному учреждению важен как для развития психики, так и соматического здоровья ребенка [5].

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.

По мнению И.П. Павлова внешние условия жизни, внешняя среда есть внешний стереотип. При изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового [5, c.102].

Адаптация (приспособление) - это процесс активного взаимодействия организма со средой. В отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться не только к биологическим, но и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения, т. е. помимо биологической, человек способен к социальной адаптации [6].

При всех существующих различиях в трактовке понятия адаптации неизменно выделяется главное - универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта [1].

По мнению А.Н. Леонтьева человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания, причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации [2].

В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной науке наметилось несколько основных подходов. Г.А. Андреева считает, что адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них . Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников определяют это понятие как процесс активного овладения социальными ролями [2].

Понятие психической адаптации можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды [3].

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Выделяют высоко-, средне и низко адаптивных людей. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни [1].

В результате адаптационных процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер [3].

Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация - всегда психосоматическая и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность. В тоже время адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры [7].

Таким образом, большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами как у детей, так и их родителей. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в дошкольном возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Особенно сложно адаптация к посещению детского сада проходит у детей с трудностями в развитии, т.е. у детей группы риска (соматически ослабленных, гиперактивных, агрессивных, замкнутых), что является основным препятствием к сохранению здоровья ребенка [4], что определяет актуальность исследований и разработок специальных программ помощи для детей, родителей, воспитателей, облегчающий процесс адаптации у соматически ослабленных детей.

Список использованных источников:

1 Адаптационные группы в ДОУ: метод. пособие. – М. ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

2 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М. 1997.

3 Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2000.

4 Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду // Управление ДОУ. – 2005. – № 8. – С. 46-49.

5 Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. – Т. 3, кн.2. – М. 1991.

6 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. Педагогика, 1989.

7 Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: материалы российской науч.-практ. конференции. – М. 1996.

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Adaptation of children to preschool centre conditions Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • АДАПТАЦИЯ ,
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ,
  • ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ,
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • ПОДХОДЫ ,
  • МЕТОДЫ И ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ,
  • ADAPTATION ,
  • EDUCATIONAL PROCESS ,
  • THE GROUP OF HEALTH ,
  • PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT ,
  • APPROACHES ,
  • METHODS AND THE FACTORS OF THE ADAPTATION OF THE CHILDREN OF EARLY AGE TO THE CONDITIONS OF PRE-SCHOOL ESTABLISHMENT

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Волобуева Наталья Александровна, Климова Татьяна Васильевна, Ширшова Валентина Михайловна

Актуальность исследования проблемы адаптации детей раннего возраста к пребыванию в детском дошкольном учреждении является высокой в настоящее время, так как от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья. В статье анализируются вопросы адаптации детей раннего возраста к детским дошкольным учреждениям. Рассматриваются модульные технологии, технологическая программа по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Результаты работы показывают, что на процессы адаптации влияют уровень психофизического развития, группы здоровья, степень закаленности детей, сформированность навыков самообслуживания, личностные особенности самого малыша, семья и степень подготовленности педагогов, работающих с детьми раннего возраста. для совершенствования процессов адаптации в саду работают группы кратковременного пребывания. Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой, педагогами, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям не готовым к пребыванию в дошкольном учреждении, работы с родителями и педагогами. Исследования авторов показали, что уровень адаптации детей 3-х летнего возраста к дошкольному образовательному учреждению недостаточно высок, что, в свою очередь, изначально снижает возможности успешной адаптации и социализации детей.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Volobueva Natalya Aleksandrovna, Klimova Tatyana Vasilievna, Shirshova Valentina Mihaylovna

The urgency of a study, namely, the problem of the adaptation of the children of early age to a stay in the children#39;s pre-school establishment is immediate at present, since the level of their physical and mental fitness for work, health depends on this. In the article questions of the adaptation of the children of early age to the children#39;s pre-school establishments are analyzed. Are examined modular technologies, technological program on the adaptation of the children of early age to the pre-school educational establishment. The results of work show that the processes of adaptation they influence the level of psychophysical development, group of health, the degree of the hardness of children, the formation of the habits of self-service, the personal special features of little-one himself, family and degree of the preparedness of teachers, who work with the children of early age. For improving the processes of adaptation in the garden the groups of the temporary stay work. Attending this group, children become acquainted with kindergarten, group, teachers, into task of who enters the realization of individual approach in the training with respect to the children not ready to a stay in the pre-school establishment, work with the parents and the teachers. Our studies showed that the level of the adaptation of the children 3X of summer age to the pre-school educational establishment is insufficiently high, which, in turn, originally decreases the possibilities of successful adaptation and socialization of children.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Новосибирского государственного педагогического университета , Волобуева Наталья Александровна, Климова Татьяна Васильевна, Ширшова Валентина Михайловна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Волобуева Наталья Александровна, Климова Татьяна Васильевна, Ширшова Валентина Михайловна Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник НГПУ. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 26.09).

Волобуева Наталья Александровна et al. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 9 (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 26.09).

Волобуева Наталья Александровна, Климова Татьяна Васильевна Ширшова Валентина Михайловна (2012). Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Волобуева Наталья Александровна, Климова Татьяна Васильевна, Ширшова Валентина Михайловна Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник НГПУ. 2012. №5 С.14-19.

Волобуева Наталья Александровна et al. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 9 (2012).

Волобуева Наталья Александровна, Климова Татьяна Васильевна Ширшова Валентина Михайловна (2012). Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

Игровая методика введения детей в условия детского сада 359

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова, но остается актуальной в силу ряда причин.

В о - п е р в ы х, несмотря на многочисленные исследования периода адаптации и рекомендации по облегчению ее протекания, наблюдения за детьми при поступлении в ДОУ демонстрируют, что проблема еще не решена.

В о - в т о р ы х, не учитываются возрастные различия детей, поступающих в ДОУ. В литературе в большей степени обсуждается проблема адаптации детей раннего возраста, а адаптация старших детей практически не рассматривается.

Все исследователи отмечают, что адаптация ребенка к ДОУ обычно протекает с массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях и во всех системах:

  • преобладают отрицательные эмоции, страх;
  • проявляется нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми;
  • утрачиваются навыки самообслуживания;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • регрессирует речь;
  • двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности [2; 5–9].

Последствиями стрессовой ситуации являются снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Общая подавленность ребенка приводит к снижению его познавательной активности и в результате получается, что адаптационный период (особенно затянувшийся) к ДОУ – период жизни ребенка, на протяжении которого он не реализует задачи развития, соответствующие возрасту, а, наоборот, регрессирует.

Выделяют три степени адаптации:

  1. легкую (15–30 дней);
  2. среднюю (30–60 дней);
  3. тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Концом периода адаптации принято считать момент, когда регрессирующие функции восстановились [Там же].

Главным обстоятельством, провоцирующим стресс у ребенка, является отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужим взрослым. До сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт.

Следует также учесть, что у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется [1; 12]. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры у детей возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как следствие, далее проявляются яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Адаптационные возможности ребенка определяются особенностями появления у него разных форм социального поведения. Например, чем лучше ребенок умеет налаживать контакт с взрослыми и детьми, тем прогноз по адаптации положительнее. Важен и уровень развития игровых навыков, умение занять себя интересным делом, а также организовать игру вместе с другими детьми. Сформированность игровой деятельности позволит ребенку переключиться с эмоционально напряженного состояния на игру.

Одним из условий, облегчающих адаптацию ребенка к ДОУ, является предоставление ребенку возможности общения не только с узким кругом близких родственников. В этом плане необходимо с раннего возраста расширять его представления об окружающем. Перегружать малыша, конечно, не следует, но и оказавшись в новой социальной обстановке, ребенок не должен получать сильный стресс. При благоприятных условиях воспитания в такой обстановке присутствуют ориентировочные реакции, отклик на новизну. Для этого, разумеется, необходимы нормальная эмоциональная привязанность и ощущение поддержки со стороны близких родственников.

  1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М. 2004.
  2. Давыдова О. И. Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. М. 2006.
  3. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. 1999.
  4. Инхельдер Б. Пиаже Ж. Психология ребенка. СПб. 2003.
  5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. М. 2006.
  6. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. М. 2005.
  7. Печора К. Л. Пантюхина Г. В. Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. 2004.
  8. Райгородский Д. Я. Ребенок и семья. Самара; М. 2002.
  9. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. М. 2006.
  10. Скиннер Р. Дж. Клииз. Семья и как в ней уцелеть. М. 1995.
  11. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. М. 2007.
  12. Смирнова Е. О. Авдеева Н. Н. Галигузова Л. Н. Дробинская А. О. Ермолова Т. В. Мещерякова С. Ю. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М. 2004.
  13. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1999.

Источники: http://www.scienceforum.ru/2014/760/5297, http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-usloviyam-doshkolnogo-uchrezhdeniya, http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n3/Ostrovskaya.shtml





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения