Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене
Известно, что возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.
Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.
В основе программ оказания реальной помощи ребенку заложено рассмотрение взаимоотношений и взаимодействий между ребенком, родителями и учителем с точки зрения единой системы, в которой все участники взаимно обуславливают состояние и поведение друг друга. Необходимо воздействовать на ребенка не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей, учителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.
Цель работы по адаптации детей к обучению в пятом классе заключается в следующих этапах:- Анализ запроса на проведение работы и составление совместно с классным руководителем плана психолого-педагогических мероприятий.
- Создание для детей искусственной коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме коррекционных занятий.
- Перенос отработанных данных в актуальные ситуации обучения детей и использование педагогических приемов на уроках.
- Трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность.
- Неумение осуществлять самоконтроль.
- Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.
- Темповые характеристики учащихся не одинаковые.
- Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам.
- Память - некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые - низкие.
Особо необходимо отметить тех детей, которые в четвертом классе успевали по программе, но работали на пределе своих возможностей.
Обобщенные данные по психолого-педагогической характеристики класса.
Внимание и помощь учителей таким детям особенно необходимы.
В результате анализа диагностики в целом по классу был отмечен достаточный уровень произвольного внимания в сочетании со средней работоспособностью и повышенной утомляемостью детей, при наличии особенно низких результатов у отдельных учащихся.
При исследовании эмоционально-волевой сферы у ряда детей были выявлены проблемы: эмоциональный дисбаланс и неустойчивость, повышенный уровень тревожности и неуверенности.
Изучение уровня сформированности мотивации к учению показало следующее:
Первая группа детей – мотивация и учебная активность высокая – 80%.
Вторая группа детей – средний уровень мотивации – школа привлекает больше внеучебными сторонами, интерес к учению ситуативный – 20 %.
Схема 1. Учебная мотивация учащихся 5 класса
В зависимости от вида деятельности и содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы к мотивации выполнения работы и затем к мотивации завершения.
1 этап. Возникновение мотивации. Зафиксировать мотивы предыдущих достижений, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
2 этап. Подкрепление и усиление возникающей мотивации. Использовать чередование разных видов деятельности, материалы различной трудности, отметки вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учащихся, подключая их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершения. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:- Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.
- Повышенная моторность и эмоциональность.
- Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.
- Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.
Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.
А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.
Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.
Протяжении всей жизни нам (и взрослым, и детям) приходится адаптироваться к различным ситуациям. Переступая порог школы, ребенок также все время адаптируется: к детям, к учителям, к урокам, к новому режиму дня. Одним из сложных адаптационных периодов является обучение в 5-м классе, тем немее нам помогает в этом учебники онлайн. с помощью которых легче будет адаптироваться ученикам.
Переход из младшей школы в основной связан с внесением изменений в динамические стереотипы общения, деятельности, а также с сохранением отдельных компонентов предшествующего социального опыта.
Адаптация ребенка к обучению в средней школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительной нагрузкой на все системы организма.
Как показывает анализ, учителя, преподающие в 5-х классах, часто не видят разницы между пятиклассниками и другими школьниками основной школы. И как результат - завышенные требования к этим учащихся, снижение уровня знаний, мотивации учения. Такой подход к обучению может осложнить процесс адаптации школьников.
Кажется, только дети и родители адаптировались в начальной школе, как необходимо переходить в пятый класс, в среднюю школу. К сожалению, в этот период (10-11лет) у детей теряется интерес к учебе. Для учеников 5-го класса многое становится новым и непознанным: новые учителя, новые предметы, формы обучения, а иногда и одноклассники. Конечно же, есть дети, которые легко и свободно вливаются в школьную систему требований, а есть дети, которые испытывают потребность в помощи учителей, родителей, психолога. Посещая уроки в 5-м классе я увидела, пятиклассникам в школе интересно: они стремятся быть активными, умными, они хотят, чтобы их увидел, оценил новый учитель и заметил в них все самое лучшее.
Но и мы и учителя, также проходим период адаптации: нам нужно запомнить новых учеников, изучить их особенности, показать новые учебники онлайн и переключиться на работу с пятиклассниками, учитывая основные психологические особенности детей этого возраста. И чем быстрее мы, учителя, и ученики найдем те общие пути, тем быстрее пройдет адаптация у учащихся 5-го класса. А это (я имею в виду общие пути):
- Умение учителя ставить посильные требования по своему предмету;
- Умение классного руководителя сплотить коллектив, сформировать культуру поведения и навыки общения;
- Умение учащихся реально оценивать свои возможности.
Большинство детей переживает переход в основную школу как важный шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5-м классе во многом схожа с адаптацией в 1-м классе.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и более усложненные требования, которые ставят к детям средней учебной звена, даже смена «статуса» в начальной школе на «самого молодого» в средней - все это является довольно серьезным испытанием. В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными.
Пятиклассники страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать окружающих. Но, столкнувшись с первыми трудностями, часто разочаровываются.
Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно совместной активной работы не только психолога и педагога, но и родителей, а главное - самого подростка.
Обеспечение преемственности является одним из основных условий успешной адаптации младших школьников к обучению в основной школе и важной предпосылкой успешного обучения в 5-м классе. Для решения проблем преемственности в учебно-воспитательном процессе, особенно в период адаптации младших школьников к новым условиям обучения в 5-м классе, администрации, учителям, родителям необходимо:
- Учитывать индивидуальные и психологические особенности 10-11 летних школьников;
- Постоянно опираться на предыдущие знания, умения и навыки и на основе указанного обеспечивать их усовершенствования, осмысление уже на новом, более высоком уровне;
- Осуществлять обязательную подготовку школьников к усвоению новых знаний, умений;
- Обеспечить систему взаимосвязей в содержании, формах и методах педагогического процесса, оптимальное соотношение и связь между отдельными этапами учебного процесса;
- Создавать образовательно-дидактические ситуации, в которых ребенок чувствовал бы себя непринужденно, комфортно, не боялась раскрывать мир собственных эмоций;
- Обеспечить систему оптимальных требований к знаниям и поведения учащихся, их моральных качеств, форм и методов работы с ними на всех этапах обучения;
- Внедрять средства стимулирования и поощрения детей к познавательной деятельности;
- Развивать рефлексивные умения смотреть на себя со «стороны»;
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки:
- Анализировать причины неуспешного адаптационного периода;
- Вводить способы, направленные на преодоление трудностей в обучении учащихся 5-х классов.
Итак, успешной адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе способствовать целенаправленная координация действий учителей, их профессионализм и опытность.
Презентация - Родительское собрание «Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе»
Похожие презентации
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к обучению в основной школе»
Классное родительское собрание «Дисциплина, успеваемость, питание в школе учащихся»
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Родительское собрание в 1 классе «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Трудности адаптации пятиклассников в школе - Родительское собрание
Родительское собрание в 4 классе «Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе
родительское собрание
Слайд 2
Новые условия, создающие трудности адаптации
кабинетная система; большое количество учителей- предметников; появляются новые виды домашних заданий; увеличивается количество изучаемых предметов, объем и темп работы на уроке отличаются от начальной школы; сложность адаптации к учителям.
Слайд 3
Трудности в учебе связаны с необходимостью:
Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его. Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются. Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты. С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.
Слайд 4
Социальная адаптация –
это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя принятие ребенком социальной роли “ученика”
Слайд 5
Социальная адаптация включает:
Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха. Способность к самообслуживанию и самоорганизации. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Слайд 6
Правильно поступают родители которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:
- Что ты думаешь предпринять? - Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать? - Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание? - Как проверить или доказать правильность полученных результатов?
Слайд 7
Мы рекомендуем осуществлять
Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей. Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем. Являться союзниками школы. Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей. Помогать классному руководителю во внеклассных делах.
Слайд 8
В дневник родителей
- Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг. - Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими. - Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)
Слайд 9
В дневник родителей
- Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению. - Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся. - Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.
Слайд 10
Помните!
Вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.
Слайд 11
Ритуалы, которые нравятся детям.
Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
Слайд 12
Ритуалы, которые нравятся детям.
На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи. Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Источники: http://festival.1september.ru/articles/506389/, http://orensau.ru/raznoe/adaptaciya-uchashchihsya-pyatogo-klassa-k-obucheniyu-v-osnovnoy-shkole, http://lusana.ru/presentation/16641
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением