Адаптация школе 1 класс





Адаптация к 1-ому классу

Мама, я НЕНАВИЖУ эту вашу школу и НИКОГДА больше туда не пойду!

Такую фразу часто слышат родители первоклассников через неделю-другую после начала учебного года. Связано это бывает с тем, что подготавливая ребенка к школе родители основное внимание уделяют навыкам: чтению, письму, счету, и считают, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок был успешен.

К сожалению, это не так. Большим компонентом готовности к школе является психологическая готовность, и это вторая причина истерик, плохого настроения, усталости и несобранности первоклашек. Зачастую, родители продвинутых по знаниям детей забывают о том, что школа — далеко не только знания.

Это еще и незнакомое, большое, часто запутанное помещение; большие классы, в которых может быть до 29 незнакомых, непонятных, малоприятных, а то и вовсе отталкивающих и пугающих детей; это постоянная толкотня в коридорах, шум и хаос на переменах; учительница, которая далеко не всегда похожа на фею из сказки, новые предметы, новые правила, новые требования, сменка, ранний подъем.

Многие дети, особенно те, кто не ходили в детский сад, психологически просто не созрели, чтобы выдержать эту бурю.

Как же помочь своему ребенку?

Запомните: первая четверть, первое полугодие — адаптационный период.

В это время все: и психологи, и воспитатели, и учителя понимают, что ребенок привыкает к школе. Хотя от него можно ждать каких-то успехов в усвоении программы, основная задача ребенка — сориентироваться в пространстве школы. Научиться слушать учителя и выполнять инструкции, не терять сменку и физкультурную форму каждую неделю, уметь доставать нужные тетрадки и учебники, найти общий язык с кем-то из класса.

В этот период НОРМАЛЬНО, если ребенок вдруг начинает вести себя не так, как обычно:

  • часто плачет,
  • становится агрессивен,
  • постоянно хочет спа или же наоборот с трудом засыпает,
  • вдруг начинает много есть или же ест меньше обычного,
  • грубит или игнорирует просьбы взрослых,
  • не хочет ходить в школу или заниматься тем, что раньше доставляло ему удовольствие.

Ничего приятного в этом, конечно, нет, и, если такое поведение продолжается после окончания первого полугодия, нужно задуматься о визите к специалисту. Но в период адаптации такое поведение — признак того, что ребенок борется с трудностями, но его сил хватает не всегда. Ваша задача здесь — не ругать, не наказывать, а проявить понимание и поддержку, а лучше — докопаться до того, что же все-таки так тяжело вашему ребенку и постараться помочь, выслушать, поддержать, оказаться на стороне ребенка.

В этот период по возможности лучше избегать масштабных перемен: переездов, длительных командировок, ремонтов и пр. Это лишь дополнительный стресс для и так перегруженного ребенка. Важно хотя бы приблизительно выдерживать режим дня.

Хорошо помогают любые визуальные методы: цветное расписание с картинками, цветные наклейки для опознания тетрадей и учебников, наклейки-напоминалки, схемы с картинками и пр.

В нашем центре вы сможете обсудить с психологом те трудности, с которыми вы столкнулись или боитесь столкнуться, можете провести диагностику готовности ребенка к школе, а также получить консультацию в случае, если вам кажется, что поведение ребенка не признак адаптации, а что-то более серьезное.

Также мы приглашаем вас на группу для родителей Мой ребенок — первоклассник . В рамках этой группы взаимопомощи вы сможете поделиться с другими родителями теми трудностями, с которыми вы столкнулись в поведении ребенка или же в других аспектах школьной жизни, получить их совет, найти внутренние и внешние ресурсы, чтобы справиться с проблемой, а также услышать мнение специалиста.

Чтобы вам не нужно было беспокоиться о том, с кем и где оставить ребенка, одновременно проходит развивающая игровая группа для первоклассников, в рамках которой ваш ребенок сможет в безопасной атмосфере потренировать свои навыки настоящего ученика и найти поддержку у сверстников.

Материал по теме:
Адаптация учащихся 1 класса

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе.

Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 класса.

( кл. рук. Аткина О. Н .)

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. как в социально - психологическом. так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью. освоить школьные нормы поведения. приобщиться к классному коллективу. приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Начну с того. что работа с этими детьми началась еще в прошлом году ( один раз в неделю по 2 занятия ). Занятия посещали дети из детского сада и. так называемые. « домашние » дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника. способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводила я. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания. умения и навыки. но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей. через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.

Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия. отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе. как правило. являются изменения в поведении детей.

Одна группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив. освоились в школе. приобрели новых друзей в классе ; у них почти всегда хорошее настроение. они доброжелательны. добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми. либо в отношениях с учителем. так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября ( у некоторых детей – к концу октября ) произошло освоение и с новым статусом ученика. и с новыми требованиями. и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 80% учащихся класса.

Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался. дети не могли принять ситуацию обучения. общения с учителем. детьми. Лишь к концу ноября реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. которая наблюдалась у 20% учащихся .( показатели адаптации первоклассников отражены в таблице )

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня)

Диагностика отношения первоклассника к школе

1 Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

2 Эпизодические проявления снижения настроения

3 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий 4 Вялость, рассеянность

5 Заторможенность, истерия, плач

6 Выражение негативного отношения к школе

7 Полное нежелание идти в школу

Контакты со сверстниками

1 Легко и уверенно входит в коллектив

2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками

3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками

4 Робок, малоинициативен, избирателен в общении

5 Не поддерживает социальных контактов

6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

1 На уроках проявляет активность и интерес

2 Посещает все уроки без принуждения

3 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим

4 Учится без видимого желания

5 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

1 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя

2 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается

3 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности

4 Требования учителя выполняет неохотно

5 На уроках часто отвлекается

6 Игнорирует требования учителя

Реакции агрессии, гнева

1 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

2 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей

3 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением

4 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

5 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников

6 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

1 Страх отсутствует

2 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

3 Робок, застенчив, легко теряется

4 Указанные черты ярко выражены

5 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя

Двигательная активность на перемене

1 Ребенок подвижен, активен

2 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях

3 Двигательная активность низкая

4 Двигательная активность всегда низкая

1 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

2 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

3 Периодически жалуется на недомогания

4 Жалобы принимают устойчивый характер

5 Проявление невротических расстройств

Анкета заполняется учителем после 3-4 недель обучения.

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС.

Доклад Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации

Общешкольное родительское собрание.

Условия адаптации вновь принятых учащихся 1 класса

В статье показаны условия адаптации первоклассников.

Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х КЛАССОВАнкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Адаптационный период для первоклассника в школе.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требовании учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Все это усложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной.
Очень важен процесс адаптации для учителей, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Задачи адаптационного периода:

1. помочь ребенку вжиться в позицию школьника (показать различие: школьник - не школьник);
2. ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
3. научить ребенка задавать вопрос (развивать решимость);
4. подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.

Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Процесс адаптации первоклассника занимает 2 месяца.
Психолог изучает уровень развития первоклассников, наблюдает за ними и определяет как идет школьная адаптация.

Действия учителя в тревожный адаптационный период:

1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;

2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;

4. познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.

Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительского собрания.

Задачи первого родительского собрания:

1. снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;

2. поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;
3. выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;
4. определить трудности в общении родителей с ребенком, в его воспитании;
5. договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.

Динамика адаптационного периода первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.

1 этап адаптационного периода (длительность: примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;

2 этап адаптационного периода: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;

3 этап адаптационного периода: учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь.

4 этап адаптационного периода: этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассника, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, на сколько по-школьному, работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справить с заданиями;

5 этап (заключительный) адаптационного периода: ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения.
Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником Посвящение в ученики .

Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

Источники: http://medalvian.ru/zhurnal/adaptaciya-k-1-klassu/, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/09/adaptatsiya-uchashchikhsya-1-klassa, http://ns.school548.ru/parents/adaptation_period_in_a_classroom.php






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением