Адаптация ребенка в садике






Адаптация ребенка к детскому саду

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, - это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как результат, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и истерики могут начаться через неделю, а то и больше после начала посещения ребенком детского сада, когда эффект новизны пройдет. Новые игрушки будут уже не интересны, да и ребенок к этому времени разберется, что не все так здорово в детском саду.

Во время адаптации ребенка к детскому саду у него может нарушиться сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются навыки самообслуживания. У ребенка в период адаптации к детскому саду преобладают отрицательные эмоции; двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

1. Легче и быстрее адаптируются к детскому саду те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее. На нашем сайте есть специальная статья Как подготовить ребенка к детскому саду . Многие рекомендации из этой статьи будут актуальны для вас даже сейчас. Например, в этой статье упоминается о том, что: способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик - это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша - то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится ( А если будет все время болеть? , А если будут обижать воспитатели или другие дети? , А если не доглядят, не досмотрят? ), - это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду .

Так что, мамы, имейте это ввиду. Поверьте в то, что детский сад ребенку принесет пользу. Убедить себя в этом может помочь наша статья Нужен ли ребенку детский сад? Плюсы и минусы детского сада . Может быть, вас частично также успокоит тот факт, что в ваше детство в детский сад ходили почти все без исключения, и ничего. выжили.

2. Мы уже упоминали о том, что адаптация ребенка к детскому саду почти всегда сопровождается частыми болезнями. Как сделать, чтобы ребенок меньше и легче болел, читайте в статье Три дня в детском саду, - две недели на больничном .

3. И последняя очень важная рекомендация. Во время адаптации ребенка к детскому саду надо снизить уровень предъявляемых к нему требований и максимально окружить вашей заботой, любовью и вниманием.

Многие родители отмечают, что после детского сада ребенок ведят себя дома просто ужасно: капризы по любому поводу, чуть что - сразу в слезы. Такое поведение нормально. Маленький ребенок устает в саду. С воспитателями не забалуешь, дисциплина… да и как по-другому с 10-15 малышами справишься без дисциплины, они ж тогда на голову сядут. Кроме того, в саду ребенок может уставать от шума, беготни. И только дома есть возможность расслабиться. Родителям очень важно стараться держать себя в руках, не ругать и не наказывать ребенка за плохое поведение. Уделять малышу максимум возможного внимания по вечерам. Почитать, поиграть, порисовать, полепить из пластилина вместе. Не волнуйтесь, со временем это пройдет!

В этот непростой для всех период жизни вам надо просто любить ребенка, каким он есть, и показывать ему вашу безусловную любовь.


Автор: Анна Пономаренко

1 год - 3 года

Адаптация ребенка к детскому саду: часть 1

Когда мама впервые собирается отдать ребенка в детский сад, почти каждая представляет идеальную картину: ребенок машет маме ручкой и убегает играть с новыми игрушками и детьми. Иногда так бывает, но только до тех пор, пока ребенок не понимает, что остался без мамы. Тогда картина становитсяболее реальной: ребенок цепляется за маму и умоляет ее не уходить, если уже умеет говорить, или же просто отчаянно плачет.

Такое поведение ребенка является совершенно нормальным: природа не предусмотрела механизма адаптации ребенка в ситуации остаться без мамы , тем более - в том юном возрасте, в котором в нашей стране дети, обычно, массово идут в ясли или сад. Века эволюции с ее естественным отбором не прошли даром: для ребенка остаться без мамы в незнакомом месте, с незнакомыми людьми - почти наверняка значило погибнуть, поэтому даже для современного ребенка расставание с родителями в детском саду это стрессовое событие, которому он изо всех сил сопротивляется.

Совет №1 для хорошей адаптации: маме нужно уметь спокойно воспринимать то, что ребенок отказывается оставаться в садике без нее, и быть готовой к тому, что даже если он до этого момента легко оставался с няней, бабушкой или другими родственниками, в детском саду могут возникнуть сложности. И это нормально: ситуация, в которой ребенок остается один без мамы в малознакомом месте с малознакомыми людьми - сильный стресс.

Что в организме ребенка происходит при стрессе? В больших количествах выделяется адреналин. Это такой гормон, который командует организму драться, бежать и спасаться. Под его воздействием сразу расширяются кровеносные сосуды, в кровь выделяется инсулин, который расходуется всем организмом (кроме мозга) на энергичные действия, направленные на спасение организма. При активном расходовании адреналина по назначению его уровень в крови падает, организм успокаивается, последствия стресса для организма - минимальные.

Если стрессовая ситуация раз за разом продолжается, а выхода двигательной активности нет, адреналин накапливается в крови, и это служит сигналом для начала выработки кортизола. Это тоже стрессовый гормон, но действует он совсем по-другому: сосуды, наоборот, сужаются, все системы жизнеобеспечения организма затихают (раз драться и бежать огранизм почему-то не торопится), а все питательные вещества поступают мозгу (видимо, для того, чтобы он лучше работал и придумал наконец выход из этой ужасной ситуации).

При часто повторяющихся стрессах, во время которых проблема на уровне адреналина не решается, а в кровь раз за разом выделяется кортизол, начинаются проблемы со здоровьем - следствие долгого угнетения всех систем жизнеобеспечения, включая иммунную.

Совет №2. в период адаптации к детскому саду необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. По дороге в сад и из сада, в выходные, по вечерам - при каждой удобной возможности. Именно поэтому не стоит запрещать ребенку по вечерам после сада, уже дома, беситься, бегать, кричать и скакать. А лучше наоборот - вовлекать его в групповые шумные игры, шутливые потасовки и догонялки-салочки. Очень хорошо в период адаптации помогает бассейн, активные коллективные игры с мячиком, с беготней и криками.

Совет №3. ребенка нужно оставлять в знакомой обстановке. Поэтому перед тем, как оставить ребенка в детской группе одного, обязательно нужно показать ему все-все: где он будет есть, где - спать, где лежат игрушки, а где- книжки, и обязательно - где находится туалет. Если есть такая возможность - показать группу несколько раз, с небольшим разрывом во времени. Часто бывает так, что вторая попытка через некоторое время отдать ребенка в сад оказывается более удачной, и именно по этой причине: ребенок уже знает, что его ожидает в садике, как выглядит группа и какие в ней правила поведения.

Совет №4. обязательно познакомить ребенка с воспитателем, лучше - заранее! Точно так же, как вы знакомили ребенка с группой, необходимо познакомить его с тем человеком, который будет о нем заботиться в ваше отсутствие. Лучше это сделать в несколько этапов, приводя ребенка на площадку для прогулок в то время, когда его будущие согруппники на ней гуляют вместе с воспитателем. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ воспитателя: подчеркивайте ее достоинства, хвалите ее, дарите ей вместе с ребенком маленькие подарки. Во время предварительных ознакомительных прогулок все ее действия по возможности объясняйте как можно подробнее. Оставлять ребенка с незнакомым человеком - значит заведомо усилить его стрессовую ситуацию.

Консультант – детский психолог Ирина Семенихина

Сложная адаптация в детском саду мама в группе

Здравствуйте! Дочке 2 года 5 месяцев, месяц назад пошли в садик, ребенок до сих пор не может адаптироваться. Дочь уходит в группу без плача, даже закрывает за собой дверь. Но…там ничего не ест, хотя пьет. Укладывается спать с плачем, но все же засыпает, но когда просыпается, начинает плакать. И воспитатели звонят мне, что она очень сильно плачет, и я иду забирать ее из садика, при виде меня она сразу успокаивается. Сегодня воспитатель сказала мне, что дочь после утреннего расставания хоть и не плачет, но все держит в себе и ходит, как комок нервов, поэтому и не кушает, и со сном такая беда, и предложила мне какое то время присутствовать в группе. Мне, конечно, не сложно (из декретного отпуска я еще не вышла), но я боюсь обратного эффекта, как говорится, “рубить хвост по частям”. Она привыкнет к моему присутствию в группе, и что потом? Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу. Заранее спасибо!

Здравствуйте! Вполне возможно, что дочка еще мала для садика и поэтому испытывает трудности адаптации. С другой стороны, из Вашего рассказа получается, что девочка достаточно замкнутая в себе и с сильным характером, раз научилась все держать в себе. Это указывает на то, что адаптация уже началась. Адаптация к садику может занимать до 6 месяцев, а то и больше, ведь образ жизни в саду и дома очень сильно различаются. Старайтесь, чтобы быт дома повторял хоть в какой-то степени жизнь девочки в саду, тогда ей станет легче. С другой стороны, Вы правы, что не хотите сидеть в саду рядом с дочкой, тогда все эти усилия по адаптации девочки в сад будут напрасными. Резюмируя, советую Вам либо пока забирать ребенка из садика, если Вы очень переживаете и пробовать ее отдать в сад через полгода, либо терпите эти трудности, ведь ситуация в любом случае нормализуется, это вопрос времени. Удачи!

Консультация дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу.

Источники: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301100.shtml, http://deti.mail.ru/baby/1-3/adaptaciya_k_detsadu_1/, http://touch.health.mail.ru/consultation/1571637/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением