Адаптация ребенка в детском





Адаптация ребенка в детском лагере

Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время он должен занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В этом ребятам помогают вожатые и педагоги лагеря. Они вовлекают детей в активную коллективную деятельность, направленную на сплочение и взаимодействие команды. Ребенок, который принимает активное участие в жизни отряда и смены быстрее адаптируется.

Чаще всего период адаптации длится от 3 до 7 дней (в зависимости от личностных особенностей ребенка). У детей, которые в первый раз приехали в детский лагерь, период адаптации может проходить дольше. Также трудности могут возникать, если ребенок ведет замкнутый образ жизни, нет друзей и подруг, чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером.

В этом случае Вам следует запастись терпением и выдержкой и, общаясь с ребёнком по телефону, поддерживать его и настраивать на активный отдых и взаимодействие. Как показывает опыт, сотрудничество родителей и педагогов детского лагеря приводит к положительному результату.

Важно! Если у Вас есть какие-либо пожелания, рекомендации или информация об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка, которая позволит нам помочь ему быстрее адаптироваться к условиям детского лагеря, сообщите об этом лично Руководителю пед.коллектива лагеря.

Мы обращаемся к Вам с просьбой: постарайтесь свести Ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно.

Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом. Воздержитесь от частых приездов в лагерь, т.к. ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д.

Не обещайте ребенку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность, не будет включаться в деятельность отряда и уверять Вас, что ему «не нравится в лагере», только бы Вы его забрали.

Адаптация ребенка в ДОУ

Собираясь в детский сад, каждая мама мечтает о том, что ребенок, помахав ручкой, весело пошагает в группу играть с новыми детьми и игрушками. Такое возможно, только до того времени пока он не осознает что остался без мамы. Но чаще всего расставание с мамой болезненное, ребенок цепляется за маму и плачет. Поведение ребенка вполне понятно. Он инстинктивно боится остаться без мамы в таком возрасте. Это стрессовое событие и ребенок сопротивляется ему. Адаптация ребенка в ДОУ требует времени и сил.

Маме необходимо спокойно отнестись к тому, что ребенок не желает оставаться без нее. Понятно, что во время стресса у ребенка выделяется адреналин и ему нужно давать выход. Если выхода нет, и стрессовые ситуации часто повторяются, это может привести к угнетению жизнедеятельности организма, и ребенок будет иметь проблемы со здоровьем. Чтобы этого не случилось нужно обеспечить малышу постоянную двигательную активность, чтобы расходовать адреналин, вырабатывающийся во время стресса. Очень полезно после посещения детского сада шуметь, прыгать и бегать.

Маме идти в группу с ребенком не стоит. Он не должен знать, что мама может находиться с ним в этом месте. Иначе в следующий раз он будет плакать, и требовать остаться. А это лишний повод для стресса.

Малышу кажется, что мама уходит и больше никогда не вернется. Ему на многократном примере нужно объяснить, что мама обязательно вернется. Рано или поздно ребенок поймет, что мама вернется, и не будет так плакать. Часто у детей в садике слышно покашливание. Так происходит когда, ребенок хочет плакать, но сдерживается. Это своеобразный спазм. При регулярном проявлении спазмов, ребенок часто покашливает, и родители могут его оставить дома. Запомнив эту взаимосвязь, ребенок может ее пользоваться. Организм начинает болезнью реагировать на стресс. Поэтому среди детей много болеющих. Если ребенок не находит выхода из стрессовой ситуации долгое время, то наступит момент, когда эмоции проявятся совсем неожиданно и очень бурно.

Адаптация ребенка в ДОУ: советы родителям

Успешная адаптация ребенка к ДОУ зависит от физического, психического развития, состояния здоровья, привитых навыков самообслуживания, личностных качеств. А также от умения общаться со сверстниками и взрослыми, степени тревожности, социального положения родителей.

Если есть хоть один пункт, где ребенок не соответствует требованиям, адаптация будет проходить труднее. Адаптация ребенка в ДОУ– сложный процесс. Она может быть успешной, а иногда и негативной, стрессовой. И чаще всего малыш испытывает стресс. При нормальном течении адаптации ребенок испытывает эмоциональную удовлетворенность, комфорт, он быстро, не сопротивляясь, выполняет все требования, которым подчиняются дети в группе.

Чтобы малышу легче было адаптироваться к поступлению в ДОУ родителям заблаговременно необходимо начать подготовку. Необходимо уделить внимание повышению иммунитета ребенка, закаливанию. Ко времени поступления в садик ребенок должен самостоятельно кушать, уметь обслуживать себя. Он должен быть приучен к выполнению ежедневных гигиенических процедур. Родители обязаны следить за режимом дня ребенка, приближая его к режиму ДОУ. Еще необходимо прогуливаться с ребенком на детскую площадку, учить общению с другими детьми. Немаловажно научить ребенка играть самостоятельно.

Чтобы адаптация прошла успешно первый раз ребенка нужно привести в ДОУ только для знакомства с детьми и воспитателем. Время пребывания малыша в детском саду необходимо нормировать и увеличивать постепенно. Сначала ребенок остается только до завтрака. Через некоторое время остается до обеда. Немного освоившегося малыша можно оставить на сон и забирать уже после него. По истечению 4 недель уже можно оставлять малыша на целый день.

Забирать ребенка должны только родители на протяжении всего периода привыкания. Отдавая ребенка в детский сад необходимо дать ему какой-нибудь любимый предмет: игрушку, книгу, фотографию, чтобы ребенок имел привычные предметы под рукой. Чтобы воспитатели эффективней смогли подобрать модель поведения с ребенком, расскажите о его привычках, что любит, как реагирует на чужих людей, громкие звуки. После возвращения из садика необходимо расспросить, как прошел день, похвалить за хорошее поведение, проделанную работу. Выходные дни проводите с ребенком, уделяйте ему достаточно времени, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Переводить ребенка в другой садик не желательно.

Дома в семье родителям не стоит негативно отзываться о ДОУ. Если малыш в чем-то отстает, не успевает, настраивайте его на позитивное отношение к учебе, учите преодолевать препятствия. Невыполнение требований медперсонала и воспитателей может привести к отрицательной форме поведения. Ребенка нужно убеждать придерживаться режима и выполнять требования воспитателей.

Важную роль играет отношение взрослых к ребенку. В первую очередь воспитатели и медработники должны оказать помощь в адаптации впервые пришедшему ребенку в детский сад.

Индивидуальные особенности определяютстепень адаптации ребенка в ДОУ. У каждого ребенка свои интересы: одни дети склонны к точным наукам, другим ближе гуманитарные. У третьих может быть хорошо развито образное мышление. Здесь играет роль воспитания в семье, генетическая наследственность, социальный фактор. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все эти особенности.

Учитывая интеллектуальное развитие, психосоматическое состояние, не стоит забывать о взаимоотношениях ребенка с окружающими. Именно эти отношения проявляют индивидуальные качества ребенка. Зная эти особенности легче выбрать эффективную и правильную тактику в организации развивающих, воспитательных, укрепляющих здоровье мероприятий, а самое главное мероприятий в оказании помощи в адаптации. Чтобы адаптация ребенка в ДОУ прошла успешно необходимо осуществлять лично-ориентированный подход. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, уверенно, ощущать поддержку со стороны взрослых. Такие меры помогут детям довольно быстро адаптироваться и вернуться в нормальное состояние.

Следует запомнить, что если мама уверена в том, что ребенку необходимо посещать садик и отступать некуда, адаптация ребенка в ДОУ проходит легче. Если мама сомневается и после первых попыток решает повторить позже, то и адаптация будет проходить сложно.

Занятие рисованием прекрасно помогает ребенку в адаптационный период. Рисунки отражают его эмоциональное состояние. Малыши с удовольствием рисуют карандашами, фломастерами. Посмотрев на рисунок ребенка, воспитатель может многое узнать. Хорошо, когда в садике имеются специальные творческие уголки, оборудованные для рисования.

Родителям необходимо обращать внимание на поведение ребенка. Если начав посещать ДОУ, ребенок стал плохо кушать, плохо засыпать, капризничать, раздражается, то в первый месяц это можно считать нормой. Но вот если ситуация затянулась, можно сказать, что ребенок плохо адаптировался.

Не стоит отдавать в обычный садик ослабленных детей и с неустойчивой нервной системой. Для них лучше специализированное учреждение.

Все что здесь написано и в других источниках больше относится к теории.Практика, как обычно, вносит свои коррективы. На деле вы можете столкнуться с очередями в детский сад. В некоторые садики записываются за год до нужного времени, а с теми ДОУ которые пользуются популярностью необходимо подружиться еще во время беременности.

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду?

Родители очень волнуются, когда ребенку предстоит идти в детский сад. Как известно, дети по-разному реагируют на предстоящие перемены. Понравится ли ребенку в садике, быстро ли он привыкнет, зависит от того насколько он будет подготовлен. Давайте вместе разберемся, какие проблемы могут возникнуть и как сделать процесс адаптации более мягким.

Что такое адаптация?

Адаптация – это процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды. У любого человека процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и проходит с напряжением, а иногда и перенапряжением психических и физических сил.

Начиная посещать детский сад, малыши сталкиваются с целым рядом трудностей. Происходят кардинальные изменения в жизни. Особенно трудно ребенку привыкнуть к тому, что теперь ему придется:

  • соблюдать четкий режим дня;
  • находиться поодаль от родителей;
  • постоянно общаться и находить общий язык со сверстниками;
  • слушаться воспитателя;
  • учиться обходиться без персонального внимания.

Какой возраст лучше подходит?

В последнее время распространено мнение, что лучший возраст для начала посещения садика - до трех лет. Считается, что в этом возрасте малыш легче адаптируется к новой среде, у него реже возникают проблемы с приучением к саду. На самом деле у этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. Ясельные дети, как правило, более охотно посещают садик, более послушны и привязаны к воспитателям. Но с другой стороны, происходит нарушение естественного развития чувства привязанности к родителям и дому

Поэтому детские психологи рекомендуют посидеть с ребенком до 3-4 лет, если у родителей есть такая возможность. В случае рождения второго ребенка, малыш старше двухлетнего возраста может стать хорошим помощником для мамы. При этом необходимость помогать маме и ухаживать за младшим братиком или сестричкой воспитывает чувство ответственности.

Каким детям адаптироваться легче?

Существует некоторая группа детей, которые без труда сразу находят общий язык с воспитателем и другими детьми. Посещение садика для них вовсе не является проблемой. К этой группе относятся:

  • дети, заранее подготовленные к садику;
  • физически здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, а также предрасположенностей к простудным заболеваниям;
  • дети, имеющие навыки самостоятельности, которые уже без труда сами кушают, одеваются, ходят в туалет;
  • дети с режимом близким к режиму детского сада.

Если эти правила не соблюдены, то с адаптацией у ребенка могут возникнуть проблемы. Особенные трудности испытывают дети, поход в садик для которых становится неожиданностью. Поэтому если родители заранее планируют отдать малыша в садик, им необходимо постараться приложить максимум усилий для того, чтобы подготовить ребенка.

Как подготовить ребенка?

Главное, чтобы идя в садик, ребенок хорошо понимал, куда он идет, зачем и чего ему следует ожидать. Для этого родителям необходимо рассказать малышу, что такое садик, успокоить, что в этом нет ничего страшного, а, наоборот, там весело и интересно. Можно заранее показать, где располагается здание детского сада, вместе понаблюдать, как на прогулке играют дети. Если есть такая возможность, то следует заранее познакомиться с воспитателем и группой. Ребенку будет проще влиться в коллектив, если некоторые дети будут ему уже знакомы.

  • обратить внимание на режим дня, максимально приблизить его к режиму садика;
  • приблизить меню ребенка к детсадовскому, устранить перекусы между едой, снизить калорийность употребляемой пищи;
  • закалять малыша, необходимо помнить, что в детском саду ребенок больше подвержен различным заболеваниям, чем дома;
  • подготовить кроху легко переносить расставание с мамой, этому могут помочь ритуалы (махать друг другу рукой, целовать в щечку);
  • подготовить ребенка к общению со сверстниками, больше гулять с другими детьми, объяснять малышу как нужно себя вести (играть вместе, не ругаться);
  • научить ребенка следить за своими вещами, делиться игрушками.

Как организовать утро?

Избавиться от многих проблем, связанных с походом в детский сад поможет правильно организованное утро. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Говорить с ребенком спокойно и уверенно, описывая каждое необходимое действие. Это поможет избежать паники, спешки, но заставит ребенка собираться, не сидеть без дела. В сборах хорошо помогает любимая игрушка (зайчик, который уже собрался и хочет идти в садик).
  • Отводить малыша в садик следует тому из родителей, с кем ребенку легче расстаться.
  • Нужно успокоить ребенка, сказав, что вы за ним обязательно придете и обозначить, когда это произойдет.
  • После прощания следует сразу уходить, уверенно и не оборачиваясь. Если мама долго топчется в нерешительности, ребенок тоже начинает переживать.

Каких ошибок избегать?

Иногда родители своим неправильным поведением сами провоцируют ребенка на волнения и истерики. Ни в коем случае не делайте таких ошибок:

  • Не наказывайте и не ругайте кроху за плач при расставании или дома при упоминании, что нужно идти в садик.
  • Не заставляйте малыша обещать, что он будет хорошо себя вести. В этом возрасте дети еще не умеют держать слово. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он нарушил свое обещание, вы сами заставили дать его.
  • Не пугайте походом в детский сад. Место, которое вызывает испуг, не сможет стать любимым и безопасным.
  • Не отзывайтесь плохо о воспитателе и садике. Ребенок все понимает и начнет бояться детского сада еще больше.
  • Не обманывайте, что скоро вернетесь.

Правильная подготовка к садику поможет избежать всех негативных проявлений связанных с адаптацией ребенка к детскому саду. Только сдержанное и доброжелательное поведение родителей сможет свести на нет истерики и волнения, а через некоторое время малыш станет более самостоятельным и приобретет много полезных навыков.

Источники: http://kosmonavt2.ru/tips-for-moms-and-dads/adaptation-of-the-child-in-the-camp/, http://www.best-mother.ru/864_adaptatsiya_rebenka_v_dou, http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kak-oblegchit-adaptatsiyu-rebenka-v-detskom-sadu.php





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения