Адаптация ребенка школе 1 класс





1й класс. Адаптация к школе

Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: сам режим учебных занятий (с перерывами не когда хочется , а через долгих 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.

Вообще-то первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой не хватает родителям терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов .

Семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, а вот для шестилеток это бывает очень сложно. Среди шестилеток гораздо чаще встречаются первоклассники, не осознающие не только специфическую позицию учителя и его роль, но и своё положение ученика. Таким детям трудно понять условность отношений учителя и ученика, и ребёнок может сказать учителю в ответ на его замечание: Я не хочу здесь учиться, мне с вами не интересно .

Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать, считаться с чужим хочу . Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, но всё-таки доминирует в совместной работе элемент соревновательности, конкурентности, и не всем детям под силу интенсивное общение с одноклассниками на уроках и переменах. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или жмутся к стенке. Другие, стремясь привлечь к себе внимание, командуют, указывают, могут унизить одноклассника.

Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение или даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т. д.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации.

Суммируя факторы психологической адаптации ребёнка, можно сказать, что основными показателями благоприятной адаптации являются:

– формирование адекватного поведения;

– установление контактов с учащимися и учителем;

– овладение навыками учебной деятельности.

Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе.

информация подготовлена для сайта Растим вместе Анисимович О.В.

01.04 В школу через год. О чём говорят педагоги первых классов.
В тот момент, когда ваш малыш переступит порог школы, в его жизни наступит новый этап, отличающийся от предыдущего тем, что

13.09 Проблемы школьной адаптации
В возрасте шести-семи лет подавляющее большинство детей не просто идут в школу. Точнее так: в этом возрасте дети совсем не

01.09 Адаптация детей к школе
Многим детям в этом году впервые предстоит пойти в школу в первый раз. Одновременно с детьми, в школу «пойдут» и

17.01 Первоклассные домашние задания
В первые недели обучения, когда ваш малыш еще только пытается приспособиться к новым требованиям и режиму дня, домашние задания редки

20.08 Первоклассный профессор
К школе ваш ребенок готов – в этом вы даже не сомневаетесь. Вы для этого сделали все. Да и какие

01.05 Знакомство с учителем
Как правило, первая встреча с первой учительницей вашего ребенка или классным руководителем проходит задолго до 1 сентября. Родители приглашаются на

14.09 Адаптация к 1 классу
Казалось, ещё буквально вчера ребенок с радостью бежал в школу, с увлеченьем рассказывал о том, что произошло с ним за

09.09 В первый раз в первый класс!
Еще вчера ваш ребенок был совсем крохой, а теперь с важным видом стоит на первой в его жизни школьной линейке

15.06 Левша в школе
Первокласснику адаптироваться к школе непросто, а первоклашке-левше, и того сложнее. Конечно, многое зависит от первой учительницы, которую вам, родители,

30.05 Домашний ребенок. Адаптация к школе
«Первый раз в первый класс» - это всегда стресс для любого ребенка, даже если он рвался в школу. Но детям,

08.05 Родительские ожидания и опасения
Ребенку до школы остался год, а то и меньше или он уже первоклассник? Последите, пожалуйста, за своими высказываниями об учебе,

07.05 Правила приготовления уроков с гиперактивными детьми
К большому сожалению количество гиперактивных детей растет с каждым годом. В чем причины этой патологии - это тема отдельной статьи.

02.05 Организовать неорганизованного
Первое желание прикрикнуть на него, «чтоб побыстрее». Или собрать портфель и почистить ботинки самой, иначе раздражение на копушу просто захлестывает.

01.05 Режим для первоклашки
Первое сентября – с астрами и радостными лицами детишек, идущих в школу позади. Праздник закончился, уступив место будням. Многим семьям, в

01.05 Готовь сани летом!
Если ваш ребенок пойдет этой осенью в первый класс, если это лето - первое школьное, то вам очень пригодятся советы

29.04 Школьные перегрузки - как с ними справиться?
Даже для самого подготовленного ребенка поступление в школу – серьезный стресс. Чтобы помочь новоиспеченному школьнику адаптироваться к новым условиям, родителям

09.04 Близнецы идут в школу
Сразу два, а то и три первоклассника в одной семье – нерядовое событие, поэтому к нему стоит подготовиться заранее.

«О результатах наблюдений адаптации учащихся 1 класса

по итогам первого месяца обучения (начальный этап)»

В соответствии с планом внутришкольного контроля в период с 13 по 26 ноября осуществлён контроль адаптации учащихся 1 класса.

Цель контроля: отслеживание режимных моментов и первичной адаптации учащихся 1 класса.

Предметом отслеживания послужила проверка следующих режимных моментов:

· соответствие работы 1 класса по динамичному расписанию,
· проведение динамических пауз;
· питание учащихся;
· организация перемен;
· приход учащихся в школу и ухода из школы;
· формирование первоочередных навыков учащихся;
· наблюдение за устойчивостью внимания.

В 1 классе обучаются 5 детей, из них девочек – 2, мальчиков – 3. Социальный состав семей детей-первоклассников: полных семей – 4, неполных – 1. Все дети по медицинским показаниям имеют допуск к школе. Детей-инвалидов нет. Учащихся, которым были бы рекомендованы на уроках физической культуры занятия в подготовительной группе, нет. Администрация школы, учитель 1класса держат на постоянном контроле вопрос безопасного пребывания детей в учреждении. У всех учащихся имеется в наличии школьная форма, учебники и учебные принадлежности.

Учитель 1 класса (Пшеничникова О.А.) уделяется особое внимание соответствию организации учебной деятельности первоклассников требованиям СанПиН. С первых дней уделяется особое внимание культуре учебного труда, формированию первоочередных навыков учащихся.

В урочное время систематически проводятся физминутки. Дети знакомы с основными правилами поведения на уроках. Как показывают наблюдения, первоклассники реагируют на замечания своего учителя, понимают интонацию голоса учителя.

Преподавание в 1 классе учителем Пшеничниковой О.А. осуществляется по УМК «Школа России». Уроки проводятся на достаточно хорошем методическом уровне. Проведению уроков предшествует тщательная подготовка и отбор методических и демонстрационных материалов, подготовка доски (записи и размещение наглядности). Поставленные на уроке цели определяются с учётом психических и физиологических особенностей детей и реализуются на доступном для учащихся уровне. Уроки Оксаны Александровны отличает чёткая организация, хорошая плотность. Учитель хорошо владеет классом, умело переключает внимание учащихся, разнообразит виды работ на уроке. По мере снижения работоспособности проводит физкультурные минутки для снятия утомления. Учитель уделяет внимание слабым учащимся, активизирует активность более сильных. Много внимания уделяется мотивации правильной посадки детей во время письма. Ученики уже приучены поднимать руку при ответе. Учитель умело направляет ответы детей, формируя ситуацию успеха. Обязательно находит материал для воспитательных моментов на всех уроках.

На уроках обучения грамоте Оксана Александровна много работает над развитием фонематического слуха детей, что обеспечивается разнообразными заданиями по звуковому анализу и моделированию речи. Изменение и сравнение – ведущие приёмы анализа факторов языка, которые использует учитель.

Питанием охвачены все дети-первоклассники. Учащиеся 1 класса посещают столовую с удовольствием. Завтраки детям нравятся. Поведение детей в обеденном зале школьной столовой – удовлетворительное. Учитель 1 класса уделяет постоянное внимание поведению своих подопечных, приучает детей к соблюдению ими санитарных правил и норм в вопросах организации питания и личной гигиены.

Отношение детей к школьному имуществу формируется также под постоянным направлением и наблюдением со стороны учителя. Дети с пониманием относятся к бережной сохранности классной и школьной мебели, учатся дежурить в классе, складывать игры, беречь мячи, скакалки и др.

По опросу и наблюдениям учителя отношение родителей к школе – доброжелательное. Родители переживают и интересуются успехами, поведением ребёнка в школе, на уроке, помогают собрать портфель, положительно относятся к занятиям в объединениях дополнительного образования.

Особенностью настоящего момента для первоклассников, их учителя и родителей является введение ФГОС НОО, совокупная часть которого – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность призвана обеспечивать индивидуальные потребности обучающихся и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Предложения и рекомендации.

1. В целом процесс адаптации у первоклассников проходит в пределах допустимой нормы.

2. Администрации школы провести следующий этап исследования адаптации первоклассников к учебно-воспитательному процессу в соответствии с планом внутришкольного контроля и отслеживания плана внеурочной деятельности учащихся 1 класса.

3. Учителю 1 класса Пшеничниковой О.А.

· в целях предотвращения повышенной тревожности детей уделять внимание каждому ребенку, создавать обстановку, способствующую формированию у ребенка уверенности в своих силах;

· на этапе формирования коллектива, улучшения межличностных отношений проводить занятия, способствующие созданию благоприятного психологического климата в классе;

· создавать оптимальные условия для обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Источники: http://www.r-vmeste.ru/pochemuchki/1j-klass-Adaptaciya-k-shkole.html, http://www.predkam.ru/articles/about_587/, http://topolek.org.ru/index.php/vshk/288-adaptatsiya-1-klass-2014-2015





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения