Адаптация ребенка саду рекомендации родителей





Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

1. Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании, при этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

2. Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

4. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в дет ском саду.

5. Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

6. Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли мамы и папы . Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют

малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду.

Уважаемые родители, если вы твердо решили отдать своего малыша в наш детский сад, советуем Вам готовиться к этому событию задолго до вашего первого посещения!

1. Привыкание вашего ребенка к детскому саду, возможно, будет сопровождаться некоторыми трудностями. Приспособление организма ребенка к новым условиям называется адаптацией. Очень часто адаптация детей к условиям детского сада сопровождается физиологическим и эмоциональным стрессом: дети могут сильно и продолжительно плакать, нарушается аппетит, сон, повышается артериальное давление, температура, открывается рвота, понос, появляются страхи, замкнутость, неуверенность, агрессия. Поэтому, чтобы снизить проявления «адаптационного синдрома» необходимо как можно ответственнее подойти к данной проблеме и помочь ребенку привыкнуть к новым условиям. Начните готовиться к этому уже летом!

2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад.

Мы предлагаем вам следующий вариант рассказа:

«Детский сад-это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это можешь посмотреть, потрогать, поиграть с этим. В саду дети играют, едят, гуляют. Яочень хочу пойти на работу, мне это очень интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что было интересного в саду, я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие ребята хотят туда ходить. Тебе очень повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».

3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло -осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша об этом, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

4. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете это повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда? Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это может сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом. Но в группе будет много детей и тебе иногда придется подождать своей очереди. Например, воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, поэтому подожди, когда очередь дойдет до тебя. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома. Например, вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам, тоже придется говорить, просит пить. Хорошо если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре.

6. За лето подготовьте с ребенком «радостную» коробку положив туда разные забавные предметы ( небольшие игрушки, красивые бумажные салфеточка, книжечки, бумажные кораблики и самолетики). Осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и завязывать отношения с другими детьми.

7. Заранее познакомьтесь с режимом дня в детском саду. Обязательно соблюдайте этот режим дома. Примерно за месяц до посещения ребенком детского сада, будьте с ним чуть реже, чем раньше.

8. Повысьте роль закаливающих мероприятий дома. Отправляйте ребенка в детский сад, лишь при условии, что он здоров.

9. Не стесняйтесь узнать у заведующей ДОУ фамилию и имя отчество вашего воспитателя, попросить показать участок вашей группы. Затем, заранее сводите его в детский сад, познакомьтесь с детьми и воспитателями.

Мы рекомендуем начать с совместных летних прогулок на участке детского сада (в дневное и вечернее время), совместно с родителями. Помогайте ребенку налаживать отношения с детьми и педагогами, учите ребенка обращаться к ним по имени, играть. Покажите, что детей не оставляют в детском саду, а забирают домой. Тем самым, ваш малыш постепенно начнет привыкать к тем людям, которые будут окружать его в последующем. Не жалейте времени дляэтих прогулок!

10. Желательно заранее отучить ребенка от груди, бутылочки, соски. Не рекомендуется отучать от этих привычек в адаптационный период, т. к это является для ребенка дополнительным стрессовым фактором.

11.Обязательно рассчитайте свои силы, возможности и планы. Первые 2 недели посещения ребенком группы, требуют присутствия с ним мамы, т. к. отлучение ребенка от нее, в нашем детском саду, является процессом постепенным, а значит менее психотравмирующим. Если возможно отложить выход на работу на более позднее время, то это будет хорошей возможностью помочь ребенку разделить с ним все трудности адаптационного процесса.

12. При условии соблюдения наших рекомендаций адаптационный процесс пройдет для вашего ребенка безболезненно и спокойно.

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад для ребенка – это новая обстановка и приспосабливание к небывалым еще окружающим условиям. Новые помещения, новые лица, новые отношения, все это по любому вызывает стресс и вынуждает малыша приноравливаться, затрачивая массу психической, а подчас и физической энергии. Поэтому, на первых парах так необходима адаптация ребенка к детскому саду.

Маленький ребенок в процессе адаптации настолько уязвим, что родители оказываются напуганы тем, сможет ли он вообще приспособиться. Впрочем, поведение их ребенка в целом достаточно типично, несмотря на уверенность мам, что как раз именно ее дитя – не детсадовское.

В период привыкания ребенка к детскому саду, он сталкивается с кардинальным изменением собственной жизни. Наступает период, когда длительное время рядом с ним нет его самых близких – мамы и папы. Появляется строгий ритм детсадовского расписания и необходимость подчиняться совершенно чужим людям – воспитателям, он сопровождается сокращением персонального внимания. Возникает пока немотивированная для ребенка неизбежность постоянного контакта с другими детьми.

В итоге – нервно-психическое напряжение, не спадающее особенно в первые дни, превращающееся в стресс с ярко выраженными отрицательными эмоциями, окрашиваемыми еще и детскими страхами. боязнью встречи с незнакомыми ему детьми, боязнью быть забытым родителями в столь неприятном ему месте. Все это выражается в приступах детского гнева, сопровождаемого истериками и плачем.

Адаптация к детскому саду в 2-3 года

Чаще всего даже общительные дети, наполненные жизненным оптимизмом, оказываясь в детском саду, поначалу снижают свою социальную активность, превращаясь в замкнутых и напряженных. В возрасте 2-3 лет малыши могут играть лишь рядом друг с другом, а не вместе, поскольку в этом возрасте пока еще отсутствует умение играть в сюжетные игры.

Лучшим показателем того, что ребенок стал постепенно привыкать к обстановке и окружению – отклик его на призывы воспитателя к взаимодействию, исполнение режима детского сада. Нередки случаи, когда замыкаясь, ребенок теряет интерес к познаванию нового, как бы самоустраняется, вплоть до того, что не решается играть и сидит в сторонке ото всех, пытаясь хоть как-то сориентироваться.

Бывает и так, что малыш, потрясенный изменениями, теряет на некоторое время привитые дома способности самообслуживания, а у отдельных детей даже снижается словарный запас, ограничиваемый лишь самыми простыми словами. Некоторые дети приобретают неуправляемую гиперактивность, а некоторые наоборот – затормаживаются. Это связывается с изначальным темпераментом ребенка и в период адаптации приходит в норму, что сопровождается восстановлением домашней активности, а это – признак успешной адаптации к детскому сада в 2-3 года.

Когда приходит время оставить ребенка на послеобеденный сон, приходится сталкиваться с его беспокойством во время отдыха, вскакиванием посреди сна с плачем, что со временем также должно прекратиться и войти в норму. Очень часты случаи, когда наблюдается падение аппетита – непривычная пища по непривычному графику, с незнакомым запахом и вкусом. Однако и к этому ребенок постепенно привыкает.

В силу особенностей многочисленных перекрестных контактов, увеличивается частота заболеваний малыша, повышается подверженность его организма более частым простудам и ОРЗ, превращающимся в хронические из-за психологической составляющей привыкания к новому месту. Очень часто, преодолев эмоциональный дисбаланс, удается справиться и с болезненностью, в том числе с простудами. Чаще всего адаптация происходит в течение первых четырех недель, однако не исключены случаи, когда период растягивается до четырех месяцев, что определенно требует особого внимания.

Рекомендации для родителей

Мальчики адаптируются менее быстро, нежели девочки, это связано с гораздо большей их привязанностью к матери. Менее склонны к привыканию те дети, которым перед посещением детского сада ничего о нем не рассказывалось, то есть его посещение оказалось для них полнейшей неожиданностью.

Чтобы облегчить период привыкания, есть некоторые рекомендации для родителей:

  • Малыш должен слышать только положительные отзывы о своем новом месте пребывания, а особенно о воспитателе, в обществе которого ему приходится проводить значительное количество своего времени;
  • Будет нелишним в разговорах с близкими знакомыми, проходящих в присутствии малыша, упоминание о том, в какое новое замечательное для него место он попал и теперь регулярно ходит, какие там хорошие и добрые воспитатели;
  • Выходные дни должны сопровождаться введением четкого режима, несколько похожего на режим в детском саду;
  • Терпение и еще раз терпение, ведь вскоре отрицательные эмоции уйдут, а им на смену явится желание посещать сад, стремиться к своим новым друзьям и игрушкам.
перейти наверх

Советы психологов при адаптации

Одним из важных советов является рассказ малышу подготавливающей к садику сказки о том, как некий зайчик (белочка), с которым ребенок ассоциировал бы, прежде всего, себя самого, пошел в детский сад и как ему (ей) там было хорошо и весело. Стоит проигрывать эту сказку в лицах с использованием игрушек. Но главным моментом сказки должен выступить эпизод возвращения мамы за малышом.

А вот то, чего психологи советуют при адаптации избегать:

  • если ребенок плачет и расстраивается дома, при одном лишь упоминании о потребности похода даже в направлении детского сада, его нельзя за это наказывать, а тем более сердиться на него. Полезно напоминать не о том, что малыш «что-то обещал и поэтому должен», а о том, что его очень любят и при этом никто и никогда нигде не оставит его навсегда;
  • в присутствии детей не следует обсуждать их слезы и реакции с другими членами семьи, а уж тем более с другими людьми;
  • детским садиком нельзя пугать, иначе он никогда не станет тем местом, куда ребенок будет стремиться;
  • о детском саде и о воспитателях нельзя отзываться плохо, особенно в присутствии малыша;
  • нельзя опускаться до обмана или нарушения данного слова, когда пообещали, что скоро вернетесь, а на самом деле ушли на полдня.

Безусловно, как сами дети, так и их родители нуждаются в помощи психологов, которые помогут обеим сторонам избежать нарастающего стресса расставания и добиться достижения осознания пользы посещения детского дошкольного учреждения. Наблюдая уверенность мамы, ребенок также вскоре расстанется со своими колебаниями и гораздо быстрее пройдет период адаптации к детскому саду.

Чтобы помочь родителям, не только воспитатель ребенка, но и психолог, могут и даже должны рассказывать им о том, как ребенок ведет себя после их ухода. Ведь именно они ответственны за детей и наблюдают за привыканием и реакцией в отсутствие родителей. Нелишней будет и содействие со стороны родителей, дети которых посещают одну группу. Знакомство и общение с ними помогут более полной адаптации

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Источники: http://edu.tatar.ru/n_chelny/page92651.htm/page1979055.htm, http://sad111.ru/dlya-roditeley/rekomendatsii-roditelyam-po-podgotovke-detey-k-detskomu-sadu/, http://psytheater.com/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu.html





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения