Адаптация ребенка дошкольно образовательном учреждении





Адаптация детей второго года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения

Проблема адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.

Результаты научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста (Н.Н.Авдеева, Н.Е.Веракса, Л.Н.Галигузова, Д.Б.Годовикова, М.Г.Елагина, С.Ю.Мещерякова, Е.О.Смирнова, И.Б.Теплицкая и др.) дали возможность переосмыслить традиционные подходы к решению проблемы адаптации ребёнка, определить приоритеты малыша и по-новому выстроить всю систему жизнеобеспечения. Это позволило создать чёткую систему потребностей структуры ребёнка в условиях вхождения его в социум.

Актуальность и значимость темы моей работы определяется тем, что учёт специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребёнку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

Цель – определить педагогические и психологические условия в ДОУ для адаптации детей раннего возраста. Цель, обусловила решение ряда задач:

1. Раскрыть методы и приёмы работы по адаптации детей второго года жизни к условиям ДОУ.

2. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации детей второго года жизни к условиям детского сада.

Работа проводилась с детьми второго года жизни в МДОУ детский сад «Теремок» Ягодненского сельского поселения, Комсомольского района, Хабаровского края в течение трёх лет.

Малыши, переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка к ДОУ, но и его развитие.

Модель среды нашей ясельной группы базируется на двух простых идеях. Первая: детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной этому возрасту деятельности.

В первую очередь была полностью обновлена приёмная комната. В ней стали преобладать спокойные цвета, на потолке нарисовали облака, которые помогли зрительно его «снизить». Стенды оформлены под вид героев из сказки «Колобок». Оформлен фотостенд «Привет, а вот и я!» с фотографиями воспитанников. Всё это позволяет ребёнку почувствовать себя более комфортно и спокойно.

Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель размещена не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Предметно-развивающее пространство группы позволяет детям познавать окружающий мир, радость игры, творчества. Учитывая основные направления развития детей раннего возраста, были созданы несколько центров: сенсомоторный центр «Познавайка», центр физического развития «Весёлый слоник», художественно-речевой уголок «Книжки - малышкам», многофункциональный центр сюжетной игры, мини- «Музей умных коробочек», зелёный уголок, центр театрализованной деятельности «Сказочка», центр двигательной активности «Паровозик», центр конструирования.

Работа с родителями детей, начинается задолго до того, как они приведут ребёнка в детское учреждение. Воспитатели посещали семьи своих будущих воспитанников, знакомились с детьми и родителями в домашних условиях. Совместно с педагогом-психологом проводилось первое родительское собрание, на котором проходило знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение. Проводилось анкетирование родителей для прогнозирования течения адаптации и выявления групп риска.

Был организован консультативный клуб «Молодая семья». Одна из его задач: осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ.

При поступлении детей в детское учреждение проводилось наблюдение за их поведением в процессе свободной деятельности, а затем и на занятиях. Результаты наблюдений отражались в индивидуальных «Листах адаптации», в «Карте развития и поведения ребёнка» по показателям нервно-психического развития детей, которые были разработаны Н.М. Аксариной, Н.М. Щеловановым, и «Дневнике наблюдений за развитием ребёнка».

Помимо основной программы мы активно ввели в воспитательный процесс программу по ритмопластике «Топ-хлоп, малыши» под редакцией Т.А. Сауко, А.И.Бурениной. Благодаря этой программе, в период адаптации, малыши быстрее вступают в совместную деятельность с воспитателем и детьми.

По итогам проделанной работы каждый год я проводили обработку результатов уровня готовности каждого ребёнка к поступлению в ДОУ, анализировала индивидуальные листы адаптации, диагностическое обследование уровня развития познавательных процессов детей.

Также при анализе адаптации учитывались следующие факторы семьи: полные семьи: 2009 г. – 75%, 2010 г. - 81%, 2011 – 66%. Из них вместе с ближайшими родственниками проживало в 2009 г. – 33%, 2010 г. – 15%, 2011 г. – 13%. По социальному составу все семьи были однородные, высшее образование имело 2-3 семьи на группу детей. Молодые семьи с одним ребёнком преобладали над и многодетными: 2009 г. – 69%, 2010 г. – 50%, 2011 г. – 58%. Низкий доход в 2009 году имело 25% семей, то в 2011 году уже 50% семей.

Далее я выявила факторы, влияющие на результаты успешной адаптации. Лучше адаптировались дети в полных и нуклеарных семьях; если ребёнок в семье не один; если возраст родителей до тридцати лет; если ребёнок пришёл в детский сад, когда в группе уже было несколько человек; если у ребёнка были предпосылки формирования или сформированы навыки самообслуживания; если родители посещали с самого начала все мероприятия, проводимые для них в ДОУ, следовали рекомендациям, которые давали им воспитатели, были заинтересованы в успешной адаптации своего ребёнка.

На основе проведённой работы была определена степень адаптации детей к дошкольному учреждению. Итоги адаптации детей за 3 года представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Итоги адаптации детей за 2009, 2010, 2011

Надо отметить, что тяжёлая адаптация длиться от 2 до 6 мес. средняя -30-40 дней, лёгкая адаптация – в пределах 1 мес.

Анализ результатов показывает, что нет ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации, а процент детей со средней степенью - заметно снижается.

Таким образом, я определила педагогические и психологические условия в ДОУ для адаптации детей раннего возраста. К педагогическим условиям можно отнести – развивающую среду; формы и методы работы с родителями; всю работу, проводимую с детьми. К психологическим условиям можно отнести создание взрослыми благоприятного эмоционального микроклимата, как в семье, так и в детском саду; доброжелательное и чуткое отношение к детям.

Это позволяет судить о правильной организации и проведении адаптации детей второго года жизни к условиям ДОУ.

© ИД «Первое сентября». 2003–2016
Цифровые технологии в образовании

Адрес: ул. Киевская, 24. Москва. Россия. 121165. ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Источники: http://festival.1september.ru/articles/610585/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением