Адаптация первоклассников школе цель





Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие “готовность ребенка к школе” - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.

Цель: психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.

Задачи: развитие межличностного восприятия школьников, создание психологического комфорта в классном коллективе, формирование позитивного отношения к учебе, коррекция детских страхов.

Занятие для 1 класса “Урок и перемена”

Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, учить применять их на практике, способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление, речь).

“Аня шагала в школу,
А путь был не далек.
Над нею закружился красивый мотылек.
Она ему сказала: “Дай лапку, мой дружок!
Не учишь ты уроков,
Счастливый мотылек!
Давай с тобою вместе
Кружится весь денек!
Прощай, прощай, мой милый,
Уже звенит звонок!
Прозвенел у нас звонок,
Сейчас начнется наш урок!”

Беседа на тему “Что такое урок?”

Дети высказывают свои мнения.

Психолог: “ Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, есть такое правило “Готов к уроку”: по звонку ученик становится возле свой парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило”.

Что нужно сделать:

а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;

б) когда хочешь что-либо сказать;

в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

Психолог: “А что мы на уроке делаем?

- Правильно: а) говорим, б) слушаем, в) читаем, г) пишем”.

Игра “Проверь свою память”

Психолог: Можешь ли ты с первого раза запомнить услышанное тобой предложение из 6-7 слов? А из 10-12?

Можешь ли ты с первого раза запомнить пословицу или скороговорку и повторить ее?

Игра на внимание

Психолог: На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и сложите голову на парту. У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами.

Откройте глаза и проверьте себя.

“А сейчас мы проведем физминутку:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будешь наклоняться
Влево-вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма
Поднимайся на носочки,
Словно тянешься к цветам
1, 2, 3, 4, 5 – повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули – и снова в путь.

Психолог: “Сейчас я прочитаю вам стихотворение Б. Заходера “Перемена”.

“Перемена, перемена!” -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел!
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!

- Почему Вова дремлет на уроке?

- Почему не может сказать ни слова у доски?

- Никто из вас не узнал себя в этом мальчике?

Беседа “Что можно сделать за перемену?”

Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, дежурным вытереть доску, поиграть в игры.

Выработка правил поведения.

Осуществляется самими детьми:

- в школе можно улыбаться и смеяться,

- нельзя ругаться и драться и т.д.

Рисование на тему “Что мне нравится в школе”.

“Прозвенит сейчас звонок -
Наш закончится урок.
Урок закончен.

В начале занятия мы научились выполнять правило “Готов к уроку”, то же самое нужно делать, когда занятие закончено: учитель по звонку говорит: “Занятие закончено”, и все ученики встают возле своих парт”.

Материал (1 класс) по теме:
родительское собрание Трудности адаптации первоклассников в школе

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе»

  1. Знакомство классного руководителя с родителями.
  2. Знакомство родителей друг с другом.
  3. Определение перспектив детского коллектива.
  4. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения
  5. Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками.
  1. Самопредставление учителя.
  2. Самопредставление семей.
  3. Режим дня первоклассников.
  4. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  5. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  6. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
  7. Родительский практикум.
  8. Выборы родительского комитета.

Форма проведения. круглый стол.

Рассказ о себе. о выборе профессии педагога. Рассказ о своих бывших учениках, о планах на будущее в работе с новым классом.

Такое самопредставление – это визитная карточка семьи. Желательно записывать выступление родителей, рассказывающих о себе на собрании, на магнитофон. Мини- рассказы проходят по плану:

  • ФИО родителей;
  • Возраст родителей, день рождения семьи;
  • Интересы, увлечения семьи;
  • Традиции и обычаи семьи.
  • Девиз семьи.

Можно записать девиз семей на ватман, и прикрепить этот лист в классе. Этот материал использовать при работе с классом.

  1. Режим дня первоклассников.

Ребенок, соблюдающий тот или иной режим дня, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.

Режим дня помогает сформировать у ребенка правильные привычки. Чередование различных видов деятельности( уроки в школе. приготовление домашних заданий, внеклассные и внешкольные мероприятия, труд) с активным отдыхом, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становиться рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.

Элементы режима дня школьника:

  • Учеба в школе, точное время и продолжительность подготовки домашних заданий. творческая деятельность ребенка;
  • Обязательный отдых на свежем воздухе;
  • Достаточно продолжительный сон. со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
  • Регулярное и полноценное питание;
  • Соответствующая возрасту двигательная активность.
  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

Обсуждение этого вопроса. поговорить о следующих проблемах

  • Об изменении режима дня.
  • О необходимости игровой деятельности в жизни младших школьников.
  • О наблюдении родителей за правильной позой ребенка при выполнении домашних заданий (предупреждение близорукости. искривление позвоночника.
  • Об организации правильного питания ребенка.
  • О заботе родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка)
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения здоровья.
  1. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

Затронуть следующие вопросы:

  • Создание благоприятного психологического климата к ребенку со стороны всех членов семьи.
  • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  • Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для родителей.
  • Формирование у младшего школьника интереса к школе, прожитому школьному дню.
  • Необходимость дружественного общения ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия на ребенка, запугивание, критики, особенно в присутствии других людей(бабушек, дедушек, сверстников), а также лишения удовольствий
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе.
  • Организация контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка за учебные успехи и личные достижения.
  • Развитие самоконтроля и самооценки.
  1. Выборы родительского комитета.

Родители заполняют лист

Проблемы воспитания, которые нас волнуют

Могли бы организовать в классе

  1. Родительский практикум – игра «Корзина чувств».

Классный руководитель дает такую инструкцию: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзинка, на дне которой находятся самые разнообразные чувства (позитивные и негативные), которые может испытывать человек. После того. как ваш ребенок переступил школьный порог в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите чувство. которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени. Назовите его»

Родители называют чувства, которые их переполняют. которые они болезненно переживают. Такая игра позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, а также обсудить эти проблемы в ходе собрания.

  1. Система взаимоотношений с ребенком в семье.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо разъяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
  • Попросили – дай. пытаются отнять – защищай .
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо если родители поместят этот свод правил на видное место. Желательно в конце недели обращать внимание ребенка на то, какие правила ему удалось выполнить, а какие нет и почему. Можно придумать совместно с ребенком свои правила.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/601921/, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/10/22/roditelskoe-sobranie-trudnosti-adaptatsii






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением