Адаптация первоклассника к обучению в муз школе





Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента) Primary Schoolchildren’s Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ,
  • ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ,
  • МЕТОДИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ,
  • КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ,
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА ,
  • PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S ADAPTATION ,
  • CHILDREN MUSIC SCHOOL ,
  • METHODOLOGICAL GUIDELINE ,
  • CONCERT PERFORMANCE ABILITY ,
  • PSYCHODIAGNOSIS

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Газизова Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме адаптации младших школьников к обучению в музыкальной школе. В качестве решения проблемы предлагается авторская методика, включающая комплекс проективных тестов психодиагностики, различные виды упражнений доинструментального периода, рекомендации по формированию у учащихся концертно-исполнительского поведения.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Gazizova Irina Aleksandrovna

The article is devoted to the problem of primary schoolchildren’s adaptation to studying in a class of special music instrument at a Music School. As a solution of the problem the author’s methodology is offered including a complex of project tests on psychodiagnostic methods, using different types of exercises before teaching how to play an instrument; guideline for the students’ concert performance ability forming.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Челябинского государственного педагогического университета , Газизова Ирина Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Газизова Ирина Александровна Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента) // Вестник ЧГПУ. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-muzykalnoy-shkole-klass-spetsialnogo-instrumenta (дата обращения: 26.09).

Газизова Ирина Александровна Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента) Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-muzykalnoy-shkole-klass-spetsialnogo-instrumenta (дата обращения: 26.09).

Газизова Ирина Александровна (2012). Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента). Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-muzykalnoy-shkole-klass-spetsialnogo-instrumenta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Газизова Ирина Александровна Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента) // Вестник ЧГПУ. 2012. №2 С.38-45.

Газизова Ирина Александровна Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента) Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012).

Газизова Ирина Александровна (2012). Адаптация младших школьников к обучению в музыкальной школе (класс специального инструмента). Вестник Челябинского государственного педагогического университета

Процесс адаптации к школе у первоклассников продолжается до 8 недель

Адаптация к школе — процесс сложный, а главное — длительный. У первоклассников он продолжается 6-8 недель. Соблюдение режима дня — золотое правило для семьи, в которой появился школьник.

Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра. Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день. Обедаем в 13.30—14.00. После обеда — обязательный отдых. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может упасть и заснуть. Конечно, надо дать ему такую возможность отдохнуть.

После обеда и отдыха садимся за уроки. В первом классе на них не должно уходить больше получаса. Оптимальное время для их приготовления — в промежутке от 15 до 17 часов. Затем ребенок может отправиться на дополнительные занятия — в кружок, секцию, студию. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой. Делать или доделывать уроки вечером нельзя ни в коем случае. Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Не думайте, что он не устал и не хочет спать, — на самом деле это просто перевозбуждение.

Чтобы снять напряжение, которое накопилось за день, полезно погулять перед сном. Если мы исходим из того, что лечь спать надо в 21.00, то лучшим временем для прогулки будет 19.30, сразу после ужина. Дома принимаем теплый душ, выпиваем стакан молока с ложечкой меда (если нет аллергии) — и ложимся спать. Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, особенно — без напоминаний о неудачах и досадных ошибках.

Одна из важнейших составляющих распорядка дня — режим питания. Питание младшего школьника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин. Горячий завтрак дома обязателен. В идеале это — горячая каша, но можно предложить и сухие хлопья, залитые теплым молоком. Конечно, вариантов множество — это могут быть и омлет, и творог, и сырники или оладушки. Ни в коем случае нельзя завтракать в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!» Лучше разбудить ребенка на полчаса раньше, чем подгонять его. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

Если ребенок не на продленке, то обедает он обычно дома. На первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, следует помнить, что не только малышам, но и младшим школьникам не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп. Фрукты и овощи обязательны в ежедневном меню. В обед хорошо давать овощной салат. Полдник — это время есть булочки, оладушки, блинчики. Хороши на полдник и свежие фрукты. Ужин должен быть сытным, но легким. Если вы рассчитываете, что ребенок должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна. Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Ему важно, как еда лежит на тарелке, чем она украшена. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

Физиологи не рекомендуют сочетать начало школьного обучения и начало обучения в музыкальной школе, художественной студии, дополнительные занятия иностранным языком. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы или же со второго класса. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, но в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что на все времени не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны ему нравиться и эмоционально подпитывать. С точки зрения физиологов, если надо выбирать между английским и плаванием, то ответ однозначен: плавание. А, например, с танцами не все так просто: танцы — такое тонко координированное и сложное действие, что для большинства детей оказываются тяжелой работой. Но и тут стоит положиться на выбор ребенка.

К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего чада по минутам. И получается, что у детей нет возможности побыть наедине с собой, а им этого очень не хватает. Ученик приходит из школы — «Садись обедать». Пообедал — «Садись за уроки». Необходимо дать ему побыть одному, оставить одного в комнате. Может быть, он возьмет свою любимую игрушку — многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться. В этом возрасте у ребенка еще велика потребность в игре. Если в школу многие учителя не разрешают приносить игрушки, то дома можно позволить ребенку и делать вместе с ней уроки, и укладывать с собой спать. Ребенку в это время очень трудно, и пользу принесет все, что помогает ему легче пережить период адаптации.

Но самое главное — детям в этот период очень нужна наша поддержка. Не стоит слишком сильно фиксировать внимание на школьных трудностях, требовать отличных результатов, ругать за оценки или неаккуратные тетради. Здоровье ребенка и хорошие отношения с ним дороже. Он должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, что родители на его стороне.

Первый период адаптации к школе — «физиологическая буря» — длится 2—3 недели. Все системы организма в это время работают с большим напряжением. Очень важно понимать, что ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому в первые 2—3 недели он может плохо спать, быть раздражительным, начинать плакать, казалось бы, без повода. Родителям ничего не остается, как отнестись ко всему этому как можно спокойнее, с пониманием, быть терпеливыми.

Адаптация первоклассников к школе

Начало школьного обучения – важнейшая веха в жизни каждого ребенка и его родителей. Как правило, дети к 6-7 годам проявляют интерес к статeсу ученика и готовность примерить на себя эту роль. Но эта готовность и все радужные надежды, связанные малышом со школой, часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкивается каждый новоиспеченный первоклассник. Перемена условий жизни, режима дня, типа ведущей деятельности требует колоссального напряжения всех ресурсов организма. В помощь детям, впервые переступившим школьный порог, приходят специальные программы адаптации первоклассников, создаваемые и совершенствуемые педагогами и психологами. Но для наиболее успешной и быстрой адаптации важно и активное участие в ней родителей, которые могут оказать ребенку необходимую помощь и поддержку в этот переломный для него момент.

Что такое адаптация?

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям существования. Адаптация первоклассников к школе длится от 2 до 6 месяцев и состоит из трех основных компонентов:

  1. Психологическая адаптация первоклассников. В школьном коллективе ребенок более отчетливо начинает ощущать себя, как личность. У него формируется самооценка, уровень притязаний относительно успехов в учебе, нормы поведения с окружающими. Также важным моментом является переход от игровой деятельности, как ведущей, к учебной. У всех детей разный уровень начальной академической подготовки, поэтому во избежание возникновения психологического дискомфорта, от отметок на период адаптации первоклассников лучше воздержаться.
  2. Социальные особенности адаптации первоклассников к школе. Ребенок приспосабливается к новому коллективу, учиться общаться, решать возникающие межличностные проблемы и конфликты. Нужно помочь ребенку правильно реагировать на сложности в общении и преодолевать их.
  3. Физиологическая адаптация первоклассников. Учеба влечет за собой кардинальные изменения образа жизни ребенка, в том числе и его физической составляющей. Малышу непривычно высиживать подолгу на одном месте, ему не хватает привычной физической активности и свободы действий. Важно правильно организовать режим дня, чередуя нагрузки с отдыхом.
Рекомендации по адаптации первоклассников для родителей

Для того, чтобы сообща преодолеть все трудности адаптации первоклассников к школе, важно проявить участие и понимание. Следование простым советам помогут вам и вашему ребенку с честью пройти все испытания началом учебной деятельности и станет залогом дальнейших успехов.

  • не следует перегружать ребенка, дайте возможность ему еще какое-то время оставаться таковым. Желание родителей охватить все и сразу часто приводит к тому, что ребенок, занятый в дополнительных кружках и секциях, постоянно переутомляется, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности, замкнутости и раздражительности. Поэтому, если спорт или музыка так важны, лучше начать водить ребенка на них задолго до начала первого ученого года или подождать еще год;
  • по возможности старайтесь избегать продленки в первом классе, поскольку она станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором;
  • ребенок должен отдыхать. Не заставляйте его садиться за уроки сразу после школы – ему нужно время на восстановление концентрации внимания. Лучшим вариантом отдыха после занятий станет активная прогулка, также важен для первоклассников дневной сон. Оптимальным временем для выполнения домашних заданий является вечер – с 17 до 19 часов;
  • хвалите ребенка как можно чаще. Забытая строчка стихотворения или помарки в тетрадке не повод снижать ребенку самооценку своей критикой;
  • внимательно выслушивайте рассказы ребенка о школе, давайте обратную связь. Если первоклассник говорит о чем-то, значит для него это действительно важно, и, следовательно, это стоит и вашего внимания;
  • внимательно наблюдайте за ребенком – если у него нарушился сон, аппетит, пропало желание идти в школу, это верный признак того, что адаптация проходит не совсем гладко;
  • создайте комфортную атмосферу во всем, что касается школы – начиная от выбора пенала, заканчивая прической. С учебным заведением должно быть связано максимум положительных эмоций и тогда малыш не преминет порадовать вас успехами.

← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook

С наступлением школьной поры у всех родителей добавляется забот. Одной из них нередко становится отсутствие у ребенка желания учить уроки. Но, прежде чем заставлять его выполнять домашние задания, вы должны разобраться в причинах нежелания делать это. Подробнее о том, как помочь ребенку с уроками - в нашей статье.

Одной из популярных в наши дни методик раннего развития детей является обучение детей с помощью кубиков Зайцева. Принцип обучения основывается на знакомстве ребенка со словами с помощью сочетаний букв - складов, нанесенных на грани кубиков. Подробнее об этой уникальной методике - в нашей статье.

Одной из методик развития речи у малышей является логоритмика, сочетающая в себе гимнастику, дыхательные упражнения и произнесение слов. С помощью таких занятий у детей прекрасно тренируется речевой аппарат, решаются многие логопедические проблемы. Подробнее о логоритмике в нашей статье.

В наши дни родители уделяют все больше внимания интеллектуальному развитию детей, забывая порой о его физическом воспитании. Современный образ жизни также не идет на пользу малышам. Поэтому в дома и в саду во время занятий не стоит забывать о небольших физкультминутках.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-muzykalnoy-shkole-klass-spetsialnogo-instrumenta, http://www.materinstvo.ru/art/8484, http://womanadvice.ru/adaptaciya-pervoklassnikov-k-shkole






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением