Адаптация малышей детскому саду





Первые дни в детском саду

Через него проходят все дети. Но в действительности рассказы о нем зачастую преувеличены. Первые дни в детском саду совсем необязательно должны быть слишком тяжелыми.

Насколько легко и незаметно пройдет адаптационный период зависит в первую очередь от вас. Как показывает практика, маме гораздо сложнее привыкнуть к новой обстановке, чем крохе.

Если раньше вы весь день были с малышом вместе, то теперь за ним будет присматривать воспитательница в детском саду. Не стоит переживать по этому поводу, думайте только о хорошем, больше улыбайтесь. Ребенку передастся ваша уверенность, и первые дни в детском саду пройдут без слез и капризов.

Как подготовиться к первому дню в детском саду?

Первый день в детском саду должен стать для малыша настоящим праздником, ведь у него появится много новых друзей. Поэтому к такому событию нужно заблаговременно подготовиться. Вечером начните рассказывать сказку о мальчике, который тоже совсем недавно пошел в детский сад. Но не заканчивайте ее. Вторую часть оставьте на завтра.

Когда заберете малыша домой после первого дня в детском саду, расспросите его о том, где он гулял, какие там были игрушки, с кем познакомился. Узнайте, что ему больше всего понравилось. А вечером продолжите сказку о мальчике, который также замечательно провел день. Благодаря таким несложным действиям детский сад будет вызывать у ребенка только положительные эмоции.

Любимая игрушка также поможет облегчить адаптацию в садике. Пусть кроха возьмет ее с собой. Так он будет чувствовать себя спокойнее. К тому же игрушка может помочь в знакомстве с другими детьми: им точно захочется узнать как зовут медвежонка или насколько быстро ездит машинка.

Но учтите, что нельзя рассказывать о садике только в радужных тонах. Если ребенок будет думать, что сможет играть когда захочет и все дети его полюбят, уже первый день в садике может сильно его разочаровать. Ведь на практике окажется, что нужно соблюдать режим дня. да и подружиться с каждым вряд ли получится.

И вот настал долгожданный день! Пора собираться! Осталось только решить, кто поведет малютку в детский сад. Конечно, вам хочется увидеть как отреагирует ребенок. Но будет лучше, если его отведет тот, с кем кроха меньше капризничает. Это избавит его от лишних переживаний.

Очень важно в первый день прийти вовремя. Тогда ребенок увидит, как приходят другие дети, как они прощаются с родителями и остаются с воспитателями.

Одной из правил быстрой адаптации в детском саду – не затягивайте утреннее прощание. Не нужно стоять над малышом с грустным лицом, если он капризничает. Быстро прощайтесь и уходите. Воспитатель наверняка найдет способ как его отвлечь. К тому же в большинстве случаев как только за мамой закрывается дверь, ребенок успокаивается.

Забрать малыша в первый день желательно уже через несколько часов и постепенно увеличивать время.

Некоторые родители подходят к детской площадке, когда группа выходит на прогулку. Делать этого категорически не рекомендуется. Как впрочем, и названивать воспитательнице, чтобы узнать что делает кроха. Поверьте, в случае необходимости она сама вам позвонит. Да и лишние переживания ни вам, ни вашему ребенку сейчас ни к чему.

Настраивайте себя на то, что все будет хорошо. Тогда малыш тоже почувствует себя увереннее. И первые дни в детском саду пройдут без каких-либо трудностей.

24 ноября 2012 | 15:03

Еще очень важную роль играют воспитатели, у меня два ребенка пошли в садик с разницей в год, так у дочери в группе адаптация шла тяжело, вечно уставшая, недовольная воспитатель, а на второй год пошел сын, у них был новый воспитатель, выпускница института,так все ребятишки бегали вокруг нее, как цыплята вокруг курочки! Поэтому участие в адаптации должны принимать не только родители, но и наши родные воспитатели

10 марта 2011 | 06:44

Большое спасибо за то, что всегда радуете нас интересными материалами. На вашем вебсайте непременно нахожу что-то полезное для себя. Искренне надеюсь, что будете его развивать дальше. Желаю удачи в этом непростом деле.

Твоя правда о семейной жизни

Что такое адаптация в применении к детскому саду

Собирая малыша в первый раз в детский сад, мамы плохо представляют, что и как должен уметь ребенок, какие испытания ждут его в новом месте, и как он будет на них реагировать. Одни не очень беспокоятся, мол, привыкнет, другие, наоборот, сильно нервничают и переживают первое расставание со своим крохой. К моменту, когда ваш ребенок переступит порог своей группы, познакомится с воспитателями и детьми, нужно готовиться за несколько месяцев.

Адаптация в детском саду

Молодые родители отдают своих малышей в детский сад обычно в 2-3 года, когда ребенку еще трудно объяснить, почему он вдруг должен разлучаться с папой и мамой.

Самое главное, вам, как маме и папе, важно понять, что выдавая свои переживания, страхи и негативные эмоции, вы заранее настраиваете ребенка против детского сада. Ваши положительные эмоции, веселые рассказы о играх и занятиях в детском саду заинтересуют малыша, настроят его на общение с детьми и воспитателями.

Где-то за полгода до намеченного события начинайте гулять с малышом возле детского сада, наблюдайте с ним за играющими на прогулке детьми. На своей детской площадке поощряйте ребенка знакомиться с другими малышами, учите его делиться игрушками. Дома попробуйте играть с ним в «детский сад», где роль воспитателя сначала выполняете вы, а потом первенство передается ребенку. Пусть он «гуляет» с ними, кормит, одевает, укладывает спать. Все игры должны сводиться к тому, что за детьми приходит мама, тогда ребенку будет легче понять это в группе детского сада.

Получив путевку, вам нужно будет несколько дней, чтобы пройти медкомиссию. Используйте эти дни для знакомства с воспитателями, с разрешения заведующей погуляйте с детьми вашей будущей группы.

Подготовьте ребенка, научив его пользоваться горшком или унитазом заранее, иначе это может стать лишним поводом для расстройств и истерик.

Ребенок должен уметь самостоятельно или при помощи взрослых:

  • кушать ложкой;
  • одевать на себя сандалики, носочки, трусики, майку, штаны;
  • проситься в туалет;
  • умываться и мыть руки.

Хорошо так же попытаться приучить ребенка к режиму. Приблизительно зная, во сколько вам нужно будет поднимать ребенка утром, чтобы успеть отвести его в садик и не опоздать на работу, за месяц до начала посещения сада начинайте поднимать малыша в это время.

В садиках обычно прием детей заканчивается в 8.00, затем в 8.30 – завтрак, с 9.00 до 10.00 воспитатели проводят с малышами занятия, затем выводят их гулять, если хорошая погода, или они играют в группе до 11.30, обедают и примерно в 12.30 укладываются на дневной сон, который продолжается до 15.00 – 15.30. После этого дети полдничают, а около 17 часов ужинают.

Режим дня в детском саду – один из факторов, к которому дети привыкают с трудом, если мама их к нему не приучала.

Первый раз идем в садик

Оказывается получив тем или иным способом место в детском саду вам предстоит решить следующую задачу -устранить проблему адаптации. А если вы устраивали в садик приемного ребенка. Это еще усложняет задачу.

Подготовка завершена, и вы с малышом шагаете в детский сад. Обычно первые пару дней мамам разрешают находиться в группе с ребенком, поэтому можете походить с ребенком по группе, все рассмотреть и потрогать, попробовать умыться и полежать на кроватке. Первые дни ребенок находится в группе 1,5 – 2 часа, и это не прихоть воспитателя.

Попадая в новую обстановку, ребенок получает огромное количество новых впечатлений, с которыми его нервной системе нужно справиться. Поэтому не пытайтесь форсировать события, а слушайте советов опытных педагогов вашей группы.

Адаптация малыша к детскому саду должна проходить спокойно, чтобы он не получал психических травм от расставания с родителями на слишком долгое для него время, иначе привыкание может затянуться надолго, и вы будете вынуждены вталкивать в группу вашего любимого кроху, ревущего и цепляющегося за вас.

Слезы, скорее всего, будут. Небольшой процент детей привыкает к садику без слез, в основном же это нормальный процесс. И от вас зависит, насколько быстро и легко ребенок будет расставаться с вами по утрам.

Возьмите за правило собираться в детский сад вместе с любимой игрушкой. Если котенок или медвежонок будут радостно торопить малыша побыстрее собираться, рассказывать, что их ждут детки и воспитатели, ребенок охотнее и веселее будет выходить из дома. Игрушку лучше тоже брать с собой в группу, потому что родной и знакомый предмет поможет ребенку привыкнуть к новой обстановке. Как бы напоминая ему о доме и маме.

Приблизительно через неделю или две можно попробовать оставить ребенка до обеда, и если все пройдет спокойно, то на дневной сон. Забирайте малыша сразу после сна, пока он не привык просыпаться в спальне детского сада, иначе он может решить, что мама забыла его забрать.

Обязательно выполняйте обещания: если сказали малышу, что заберете его после сна – не опаздывайте ни на минуту. Дети воспринимают опоздания как обман, и вы потеряете его доверие.

Не пугайтесь, если дома после детского сада поведение ребенка изменится. Он может стать агрессивным и перевозбужденным или вялым и апатичным, «позабыть» приобретенные навыки самообслуживания, может ухудшиться речь. Создайте дома спокойную атмосферу: поменьше включайте телевизор, так как ребенок целый день находился в шумной обстановке, старайтесь по чаще выражать ему свою любовь, обнимайте, гладьте по головке. Все вернется и восстановится, как только ребенок привыкнет и примет необходимость ходить в детсад.

Адаптация длится обычно 1-2 месяца, к концу этого периода ребенок станет спокойнее, хотя плакать при расставании, возможно, будет продолжать еще долго, но быстро успокаиваться, занявшись играми. Чтобы не доводить слезы до истерического плача, придумайте короткий ритуал прощания, обязательно целуйте перед расставанием малыша, помашите ему рукой в окно.

Если через 2 месяца ребенок не привык к саду, плачет в группе целый день, плохо ест – необходимо показать его психологу.

Адаптация ребенка к детскому саду – очень важный период в жизни малыша: он становится более самостоятельным, попадает в коллектив сверстников, учится играть и общаться. Старайтесь быть с ним бережными, не торопитесь оставлять его в группе на весь день, так как он в силу возраста может не понять, почему папы и мамы долго нет, и испугаться. Страх он может пронести через весь период дошкольного детства, что будет выражаться в нежелании идти в детсад, истериках.

Нужно ли обращаться к психологу

Психолог в детском саду обычно наблюдает за привыканием малышей к обстановке и режиму детского сада, и, если что-то идет не так, беседует с воспитателями и родителями.

Но если вы чувствуете беспокойство за состояние своего ребенка, то можете сами попросить принять вас. Психолог расскажет вам обо всех тонкостях адаптации вашего малыша, даст советы по поведению дома, а так же поможет снять вашу излишнюю озабоченность и тревогу.

Детский сад: как облегчить адаптацию ребенка?

Поскольку декретный отпуск мамы ограничен, как только ребенку исполняется три года, а то и раньше, приходит время отправляться в детский сад. Все, и психологи, и доктора и бабушки-дедушки уверяют, что там ему будет очень хорошо, он будет лучше развиваться, появятся друзья, научится общению с другими детьми. Все это, разумеется, верно, и детский сад, действительно, штука хорошая. Вот только первое время малышу придется очень и очень трудно, как, впрочем, и родителям.

Итак, Вы отвели дитятко в детский сад. Время идет, вот уже неделя прошла, другая, но Вас почему-то это не радует, а скорее огорчает. Малыш стал почти неузнаваем. С ним происходит что-то не то. Он словно развивается назад. На лицо регресс, причем в навыках, речи, игре, умениях. И это за столь короткий срок! Истерики по любому поводу. Опять стали мокрыми штанишки. Плохо спит и ничего не ест. И, самое главное, не желает посещать в детский сад. Истерики, просьбы и отговорки. Расстается с плачем, слушать его причитания, о том что его никто больше не любит, обещания быть хорошим, лишь бы его не оставили в садике, без слез невозможно. Хватается за юбку и, умоляет, глядя на Вас полными слез глазами. На него жалуются воспитательницы. Он весь день сидит один, нахохлившись, как воробей, не разговаривая даже с воспитателями, и смотрит на входную дверь. Как только она скрипнет, он мчится туда, как будто за ним кто-то гонится, а увидев, что пришла не мама, вновь садится и ждет. Если в первый день он отвлекался на новые игрушки, то теперь и это не действует.

Вполне возможно в первые дни радость общения с другими детьми, притягательность новизны оказывали на вашего малыша свое действие. Он гордился тем, что уже взрослый и ходит в детский сад, подобно старшим детям. Однако чуть позже, возможно, из-за того, что почувствовал себя среди такого количества детей потерянным или слишком быстро остался, предоставлен сам себе, он смог оценить связанные с поступлением в садик потери (небольшая группа детей, к примеру, во дворе, привычные удобства, прогулки с мамой и пр.). И вот тогда и начала разыгрываться настоящая драма, а ее уже не ждали, ведь все вроде бы было хорошо.

Почему детский сад так не мил? Малыш сам говорил, что ему скучно, хотел играть с другими детьми. Ведь не подменили же ребенка! Нет, не подменили, он ведет себя так, как и должен. Не волнуйтесь, все вышеперечисленное вполне естественно. И скоро пройдет. Ребенок просто приспосабливается к новой обстановке. У него идет адаптация.

Что это такое -адаптация?

Это привыкание или приспособление организма к совершенно новой обстановке. Для малыша детский сад является новым неизвестным еще пространством, с новыми отношениями и окружением.

Адаптация, как правило, протекает сложно и сопровождается массой отрицательных сдвигов в организме ребенка. Причем эти сдвиги происходят сразу на всех уровнях и во всех системах. Если бы Вы знали, что в действительности творится в его душе и организме, когда он впервые отправляется в детский сад, никогда бы туда его не отдали. На самом деле малыш находится в сильнейшем нервно-психическом напряжении, причем постоянно. Он на грани срыва и ощущает стресс в полной мере.

Присмотритесь е нему повнимательней. Он болен или здоров? Ни то и ни другое. Малыш пребывает в особом третьем состоянии балансируя между болезнью и здоровьем. Нечто подобное было с Вами во время беременности. Находиться в таком состоянии постоянно нельзя. Поэтому вскоре ваш ребенок или заболеет, в самом деле, или снова станет самим собой. При минимальной выраженности стресса очень скоро вы позабудете обо всех негативных сдвигах беспокоящих Вас сегодня.

Срыв же, как правило, свидетельствует тяжелой или неблагоприятной адаптации.

Стоит уточнить, что провоцирует у ребенка стресс.

В первую очередь -отрыв от матери. Малыш, с первых дней, неразрывно с Вами связан и мама главное, что у него есть и будет. И тут самая прекрасная и любимая мама бросила на его среди ужасной незнакомой обстановки, а вокруг незнакомые ранее дети и никому нет до него дела. Чтобы здесь продержаться, необходимо вести себя иначе, чем дома. Однако этой новой формы поведения он не знает, поэтому страдает и боится сделать что-нибудь не так. Страх поддерживает стресс, замыкая порочный круг, который имеет точное начало -разлука, отрыв от матери, сомнения в ее любви.

Разлука, затем страх, стресс, срыв адаптации и как завершение -болезнь. Все это свойственно ребенку с неблагоприятной или тяжелой адаптацией. При таком типе адаптации, как правило, процесс затягивается, и ребенок приспосабливается к коллективу месяцами. Детей с тяжелой адаптацией, а ее, как правило, прогнозируют еще в детской поликлинике, лучше не отдавать в сад в три года, а чуть позже, если, разумеется, есть такая возможность, по мере совершенствования механизмов адаптации.

Не забывайте и о кризисе трех лет. В это время ребенок ощутил себя личностью и желает, чтобы все это видели. Поэтому он весь на пределе, рьяно отстаивая перед окружающими свою личность, и его психика становится намного ранимее. И вот именно тогда, когда малыш остро нуждается в маме, когда требуется пощадить его и без того ослабленную нервную систему, он получает дополнительную к кризису нагрузку. Вы невольно взваливаете на его плечи груз адаптации к садику, не отдавая себе отчета, что это может его надорвать. Однако все не так плохо. В детском саду имеется свой уже отработанный алгоритм адаптации. Чаще всего ребенок привыкает к детскому саду по такой схеме:

-для того чтобы малышу было легче познакомиться с другими детьми и воспитателями, мама приводит его на вечернюю и/или дневную прогулку несколько раз. Причем крайне важно, чтобы ребенок увидел, как за детьми приходят родители;

-первую неделю ребенка приводят попозже, часам к девяти, чтобы он не увидел отрицательных эмоций или слез других детей во время расставания с мамой. Лучше всего, чтобы малыш был сыт, поскольку очень часто дети отказываются кушать в обстановке, которая им непривычна;

-всю первую неделю вместе с малышом в группе остается мама, чтобы ему было спокойнее. По окончании утренней прогулки ребенок идет домой;

-вторую неделю ребенок остается в группе столько же времени, но уже без мамы, которая приходит после утренней прогулки. Ребенок кушает в ее присутствии, и они отправляются домой;

-третью/четвертую неделю малыш остается на дневной сон. И его забирают, как только он проснется, постепенно увеличивая время нахождения малыша в садике.

Источники: http://www.vse-pro-detey.ru/pervye-dni-v-detskom-sadu/, http://tvoiyapravda.ru/for-deti/detsk-sad/adaptaciya.html, http://azbyka.ru/deti/detskij-sad-kak-oblegchit-adaptatsiyu-rebenka






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением