Адаптация детском саду помочь





Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Для деток, привыкших постоянно находится рядом с родителями, первые посещения детсада становятся огромнейшим стрессом. Поэтому в этот период они, как никогда, нуждаются в понимании и поддержке взрослых.

Особенности поведения детей в адаптационный период

Каждый ребенок – это личность, поэтому и адаптация в детсаду для каждого проходить по-разному. На ее продолжительность и особенности протекания способно влиять множество факторов. Большую роль в этом играет характер и темперамент ребенка, состояние его здоровья, атмосфера в семье, личность воспитателя, уровень подготовки к детскому саду и даже готовность самих родителей отдать малыша в дошкольное учреждение.

Некоторые дети практически с первых дней с удовольствием начинают идти в группу, другие устраивают истерики, не желая расставаться с мамой. В коллективе малыши могут вести себя замкнуто или, наоборот, проявлять повышенную активность. Как бы то ни было, но практически всегда в период адаптации к детскому саду, поведение детей существенно меняется. Причем такие изменения наблюдаются и вне стен дошкольного учреждения. Некогда ласковые милые крошки, могут начать вести себя агрессивно, стать неуправляемыми и капризными. Дети могут много плакать, плохо есть и с трудом засыпать. Многие начинают часто болеть, у некоторых даже ухудшается речь. Не стоит пугаться подобным проявлениям, в большинстве случаев, это считается нормой. Дети, вырванные из привычной среды, пока просто не осознают, что с ними происходит и таким образом реагируют на переживания и нервные потрясения. Как только ребенок привыкнет к детскому саду, его состояние нормализуется.

Период адаптации может иметь разную длительность, это очень индивидуально. В среднем он занимает от одного до двух месяцев, однако может затянуться на полгода, а в некоторых случаях и больше. Например, намного сложнее проходит привыкание к детскому саду у часто болеющих или пропускающих садик детей.

Подготовка к детсаду

В первую очередь необходимо позаботиться о подготовке малыша к детскому саду. Детям, которые проводили достаточно времени со сверстниками, которые обладают элементарными коммуникативными навыками и умеют себя обслужить, будет намного легче привыкнуть к новым условиям. Чем лучше у малыша будут развиты подобные навыки, тем меньший он будет испытывать физический и эмоциональный дискомфорт, пребывая вдали от родителей в незнакомом коллективе.

Посещение детсада

Начинать посещение детсада рекомендуется летом или, в крайнем случае, с сентября, поскольку на этот период приходится наименьший процент заболеваемости. Желательно, чтобы привыкание крохи к садику проходило постепенно. Прежде, чем начать постоянно посещать дошкольное учреждение, самостоятельно освойте его территорию. Затем начните водить кроху на утренние или вечерние прогулки, познакомьте его с воспитателями и детьми.

Режим посещения детсада на время адаптации, обычно, для каждого ребенка планируется и индивидуально, исходя из его особенностей. Первую неделю или две малыша лучше приводить к девяти утра или только на утреннюю прогулку, так он не увидит негативных эмоций и слез детей, расстающихся с родителями. Хорошо, если сначала он будет проводить в садике не более 1,5-2 часов. Затем кроху можно будет оставить на обед. А примерно через месяц, когда он привыкнет к новым людям, стоит попробовать оставить его на дневной сон, а немного позже уже и на ужин.

Как облегчить адаптацию

На время адаптации ребенка в садике, постарайтесь максимально снизить нагрузку на его нервную систему. Не посещайте шумные мероприятия и ограничьте просмотр телевизора. Уделяйте малышу как можно больше внимания. читайте ему книги, ходите на прогулки, играйте в спокойные игры. Старайтесь не критиковать, а тем более наказывать ребенка, лучше дарите ему свою любовь и тепло. Кроме этого, для облегчения адаптации можете воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Отведя ребенка в садик, не устраивайте долгих прощаний возле группы, это может спровоцировать настоящую истерику. Лучше твердо скажите крохе, что вам необходимо уходить и что вы придете за ним после обеда или сна.
  • Не показывайте крохе своих переживаний, так как ваше волнение обязательно передастся и ему.
  • Если ребенок слишком тяжело расстается с мамой, попробуйте чтобы в детский сад его отводили папа или бабушка.
  • Чтобы малыш чувствовал себя более уверенно, можете дать ему с собой любимую книгу или игрушку.
  • Одевайте ребенка в садик, только в удобные вещи, в которых он будет себя чувствовать свободно и раскованно и которые без труда сможет снять и надеть.
  • На выходных придерживайтесь такого же режима, как и в детском саду.
  • Не поддавайтесь на провокации и обращайте меньше внимания на капризы ребенка.
  • Не пропускайте детский сад без уважительной причины.
  • Придумайте какой-нибудь мотив для посещения детсада. Например, там крохе обязательно будет нужно поздороваться с аквариумными рыбками или в группе за ним скучает мишка.

Основным признаком успешной адаптации будет нормализация как психического, так и эмоционального состояния малыша. Однако данные изменения, совсем не гарантируют того, что он будет с удовольствием ходить в садик. Ребенок по-прежнему, при расставании с вами, может плакать и грустить, но им уже будет принята необходимость посещать детский сад.

Адаптация детей в детском саду. Часть первая

Это пост для тех, кто решил вопрос получения путевки в детский сад и готовится отдать своего малыша в дошкольное учреждение.

Наши дети-погодки пошли в детский сад в один год с разницей в две недели. Как это получилось, можно узнать, прочитав пост «Как устроить детей-погодок в детский сад» .

Я очень переживала, как они будут чувствовать себя в новом месте, понравится ли им там, будут ли они там кушать, смогут ли нормально спать и ходить в туалет и т.д. и т.п. Вопросов в голове возникало множество, а ответ был один: пока не попробуешь – не узнаешь!

Сейчас для меня и моих малышей адаптация уже практически позади. Поэтому теперь я могу спокойно написать об этом и даже дать несколько советов.

Про детский сад нужно рассказывать ребенку за несколько месяцев. Лучше начинать с приятных вещей: новые игрушки, своя кроватка, новые друзья и т.д. То есть увлекать ребенка тем, что ему сейчас нравиться. Если Вашему малышу нравиться танцевать – расскажите, что в детском саду есть большой зал, где стоит красивое пианино и много-много места, чтобы весело танцевать.

Дальше обязательно скажите ребенку, что в детском саду он будет без родителей, так как взрослым там нельзя находиться, потому что такие правила. Детский сад только для детей и воспитателей.

Не лишним будет сказать, что Вы, как и папа, тоже будете каждый день ходить на работу. И каждый день после работы забирать своего малыша из детского сада домой.

В первый месяц посещения детского сада важнее настрой не самого ребенка, а его родителей (чаще мамы), поскольку именно мамам приходится отводить детей в группу в этот сложный для обоих период.

Когда я первый раз отвела Алину на два часа, я не могла найти себе места. Выйдя из детского сада, я заплакала, и у меня появилось явное желание больше не водить туда ребёнка. Остроту ощущениям добавляли Алины слёзы и крик в дверях: «Мама, не уходи, я хочу с тобой».

Егор, напротив, первый раз пошел с большим удовольствием, сразу начал играть с машинками. Но через 10 минут, не найдя меня в группе, разрыдался примерно на полчаса.

Вот почему так важно настроиться самому и быть готовым к ежедневным утренним истерикам, к словам, что «В детском саду плохо» и «Я хочу с тобой». Главное, показать ребенку, что Вы спокойны, когда он в группе с воспитателем, что его слёзы беспочвенны, что Вы его также любите и что посещение детского сада – это обязательное действие, например, как дневной и вечерний сон (как бы не хотелось, всё равно придётся спать).

В конечном итоге, Ваш положительный настрой, спокойное поведение и позитивные разговоры убедят Вашего малыша, что детский сад – это не так уж и плохо.

3. Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд…

Однажды я наблюдала картину, как мама привела свою дочку второй раз в садик, а девочка категорически отказывалась раздеваться и идти в группу. После получасовых уговоров, мама в слезах забрала ребенка, и они пошли домой.

Если Вы уже привели ребенка в детский сад – не отступайте. Хоть на несколько часов, но оставьте его в группе. Этим Вы покажете малышу неотвратимость действия. Что, как бы сильно он не плакал, Вы всё равно оставите его на какое-то время. Поверьте, такое поведение родителей намного эффективней в момент адаптации к детскому саду и важнее для малыша.

И ни один воспитатель не будет терпеть больше часа плач воспитанника. Маме обязательно позвонят, да и мама сама может позвонить.

В противном случае, велика вероятность, что ребенок просто начнет манипулировать родителями, зная, что они запросто смогут забрать его домой.

Пусть Ваши дети просыпаются со смехом! Посмейтесь и Вы вместе с ними. Если чувствуете, что назревают слезы – не обостряйте.


Егор очень любит с утра одевать что-нибудь не то. Например, зимнюю обувь – весной, летнюю куртку – зимой и т.д. Если я просто заберу у него эту вещь и дам другую, то на 100% будет получасовая истерика. Сейчас по таким вопросам мы ведем переговоры. Я несколько раз объясняю ему, что, например, на улице холодно, и он просто замерзнет в этой куртке, что в ней он будет ходить летом и т.п. Всё это, естественно, говорится в спокойном дружелюбном тоне и подкрепляется вопросами: А ты как думаешь, а как ты считаешь?

Обычно через 10-15 разговора Егорка сам берет нужную вещь и с удовольствием переодевается.

Когда Егор пошел в садик, ему очень помогали веселые разговоры и забавные стишки, пока он переодевался в раздевалке.

5. Делегируйте полномочия папе

Водить в детский сад Алину начала я. Но для меня это было не очень удобно: Егор еще не ходил в садик, и утром мне приходилось собирать их двоих, затем папа отвозил нас, я отводила Алину, а потом мы с Егором ехали домой.

Через три дня мы решили, что Алину будет отвозить папа. И, к всеобщему удивлению, Алина спокойно пошла в группу, без слез и истерик. И после этого папа стал всегда водить Алину в группу. Именно это изменение помогло Алине справится с утренними слезами. А когда Егор пошёл в сад, его стала отводить я.

Иногда мне приходится отводить детей одной. Чтобы не было повода для ссор, с утра мы договариваемся, чья очередь идти в группу первым.

Алина уходила в группу со слезами всего три дня. Егор плакал ровно месяц. За этот месяц я, честно говоря, уже хотела его забирать из садика. Очень он уж сильно плакал. Но всё же пересилила себя и, как оказалось, правильно сделала.

Отдавая своего малыша в детский сад, лучше настроиться как минимум на месяц утренних слёз. Однако это не предел. У двух моих знакомых детки устраивали утренние истерики по полгода.

Как помочь ребенку быстрей адаптироваться к детскому саду

Автор -Детский психолог центра Ромашка Бабкина Валентина

Каждому родителю хочется дать лучшее своему ребенку. Вначале лучшее питание и памперсы, затем лучшие игрушки и развивающую среду, детский сад, желательно с ремонтом бассейном и чуткими педагогами, школу…. Продолжать можно бесконечно. Только если с тем, что можно купить – все понятно, то в плане дошкольных учреждений много «но» Можно подобрать платный детский садик с проверенными воспитателями и успокоиться, но это не всем доступно, да и места в таких садах тоже разлетаются как пирожки. Можно пойти в районный отремонтированный сад с новыми игрушками, но не умеющими работать с детьми воспитателями.

Можно пойти в сад рядом с домом, с обшарпанными стенами, но получить чутких, добрых и заботливых воспитателей. Вариаций много. И тут дело удачи, а путевка уже у вас на руках.

В своей практике я очень часто встречаюсь с мнением, что на то, как пойдет ребенок в детский сад и как он адаптируется, влияет воспитатель. Несомненно, что личность воспитателя важна. Но в первую очередь адаптируют ребенка к новым условиям родители. И процесс адаптации к детскому саду надо начинать за 6 месяцев до первого посещения.

Почему так заблаговременно? Так складывается, что кто-то вынужден отдавать в сад ребенка в 1,5 года, кто-то в 3. Я думаю не вызывает сомнений тот факт, что ребенок в 3 года самостоятельнее ребенка в 1,5. Но есть множество возрастных особенностей детей, которые будут влиять на адаптацию в том или ином возрасте.

Если мы берем малыша 1,5 лет, то первое, о чем пекутся родители, это вопросы горшка и самообслуживания. Да, это важно. Но важнее всего, что с 1 года до 3 лет происходит психологическое отделение ребенка от мамы, когда он осознает собственное «Я». Мама выступает в роли защиты от всех бед, в любой стрессовой ситуации малыш бежит к ней. Будь то падение со стула, или простой взгляд строгой соседки – мама придет на помощь. И тут ситуация детского сада. Стресс, новая обстановка, множество детей и Я уже не центр вселенной, у меня отобрали игрушку, запретили есть яблоко не за столом, высаживают на ненавистный горшок через каждый час. Где мама? Нет мамы! А защитные механизмы психики не успели сформироваться к новым условиям. И в итоге, через пару месяцев мама садится дома с ребенком, потому что тот начинает активно болеть «из-за того, что в группу водят больных детей», при этом четко одна и та же половина группы посещает ее даже в эпидемии и не болеет. Либо начинаются энурезы, диатезы, навязчивые движения, и прочие неприятности.

С ребенком трех лет казалось бы все проще. Психологическое отделение от мамы должно находиться в стадии завершения. Защитные механизмы активно формируются. Главное – ребенок уже может рассказать, что не так. Но тут на ринг выступает кризис 3-х лет. Вы просто не узнаете своего ребенка. Негитивизм, делание все наперекор родителям, а порой и самому себе. В саду ребенок либо раздает шишки, либо их получает. В любом случае либо ребенок начинает болеть, либо предоставляет все возможные ситуации для волнения.

Возникает вопрос, когда отдавать ребенка в детский сад. На самом деле во всех случаях играет огромную роль психологическая подготовка, и если она была проведена, то хоть в 2-3-4 года ваш любимый малыш с минимальными потерями войдет в новый социум.

Перечислю основные факторы, которые оказывают влияние на адаптацию в детском саду:

Первое, с чего нужно начинать родителям, это режим детского сад а. Сводится он к нему постепенно, корректируя время каждые 2-3 дня по 5 минут. Режим сна и еды крайне важен для ребенка – это стабильность его нервной системы, которая связана напрямую с иммунной, чтобы оказывать сопротивление при малейшем стрессе.

Второй фактор – это границы, запреты и наказания. Понятно, что дома границы дозволенного значительно отличаются от границ группы детского сада. Но есть общие правила, которые надо ребенку прививать постепенно. Например, перед едой и после еды мы идем мыть ручки. Кушаем только за столом на кухне. Поиграл в игрушку – положил на место. Обувь в прихожей ставим на одно место. Такие мини-правила, которые вводятся постепенно, подготавливают ребенка к тому огромному количеству запретов, с которыми ему придется столкнуться.

Третий фактор – умение ребенком переносить расставание с мамой. Вопрос доверия к маме. Мама начинает раз в неделю увеличивать интервал своего отсутствия, когда ребенок не спит. Вводится ритуал прощания и главное формируется доверие ребенка к знанию, что мама вернется тогда, когда пообещала. У детей нет чувства времени, поэтому важно говорить, что будет происходить, когда вы вернетесь. Например, «Я вернусь, когда ты с папой пообедаешь» или «Я вернусь вечером -когда за окошком станет темно и ты съешь вечерний творожок». Если ребенок так чувствителен к вашему уходу, что не выпускает вас даже из комнаты, то начинаем учить ребенка расставаться с вами в рамках квартиры, затем уходим в магазин за хлебом на 20 минут и так постепенно увеличиваем интервал до полного дня.

Четвертый фактор – навыки самообслуживания. У детей с 1-3 год жизни присутствует сенсомотороный интеллект, мышление через движение. Преобладает двигательная и эмоциональная память. Ребенок достаточно быстро учится владеть ложкой и кружкой, залазить на табуретку. Многие подумают «это не про моего ребенка». Не правда. Это про вашего ребенка, вопрос как часто вы даете ему закреплять эти навыки. Как часто не даете самостоятельно залезть на стул или упасть с него, как часто жертвуете приготовленным обедом, который идет «не впрок» мимо рта. К этому относится и вопрос одежды. Если покупать свободные шорты, а не надевать колготы, то ребенок быстро научится их одевать. Если покупать футболки со свободным горлом, результат так же не заставляет себя ждать.

Пятый фактор – формирование психологических защит. В этом огромную роль играют взаимоотношения между родителями и ребенком. В каких случаях родители оказывают поддержку ребенку, а в каких дают искать самостоятельного решения. На формирование психологических защит оказывает негативное влияние совместный сон с ребенком и позднее отлучение от груди, кроме случаев, когда ребенок был не доношен, ослаблен и имеет какие-либо проблемы со здоровьем (максимальным возрастом отучения от груди и совместной постели являются 2 года).

Как видите, каждый фактор – это дело не одного дня и даже не одной недели. Чтобы не травмировать психику ребенка, процесс подготовки должен быть естественен и максимально комфортен ребенку.

В Детском центре «Ромашка» мы регулярно проводим тренинг на тему «Адаптация ребенка к детскому саду». Он идет один день, три часа. На нем мы разбираем все вопросы, связанные с адаптацией к ДОУ: подготовка к саду, налаживание взаимоотношений с воспитателями, вопросы связанные с частыми болезнями ребенка в ДОУ, возможные ситуации с ребенком в детском саду в первые месяцы – истерики при расставании, слезы при встрече, агрессия в группе и дома и многое другое.

Источники: http://polzavred.ru/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-detskom-sadu.html, http://detki-pogodki.ru/adaptaciya-detey-v-detskom-sadu.html, http://www.deti-club.ru/kazdomu_roditelu_xocetsia_lucshee






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением