Адаптация детском саду план мероприятий





Кнопочка – программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

В настоящее время выпущено достаточно программ и методических рекомендаций, посвященных адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Однако, несмотря на это педагоги испытывают значительные трудности в организации этой работы на практике.

Во-первых: группу детей раннего возраста формируют воспитатели после выпуска подготовительной к школе группы, опыт работы с детьми раннего возраста в некоторой степени утрачивается, и соответственно требует времени на восстановление.

Во-вторых, имеющийся опыт, кроме восстановления, подвергается значительной корректировке т.к. прерывается примерно на 4 года, а подходы в воспитании детей раннего возраста меняются и обновляются в связи с требованиями времени.

Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития.

И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.

На этом этапе чрезвычайно важно взаимодействие сотрудников занятых в процессе. Жизненно необходим ежедневный обмен полученной информацией всеми его участниками.

Все это обусловило необходимость детальной разработки организации работы адаптационной группы (далее по тексту АГ) для детей раннего возраста и особенно совместного пребывания детей и родителей, т.к. в имеющейся методической литературе этот компонент недостаточно освещен, или носит слишком общий характер.

Для того, чтобы педагоги выработали определенный алгоритм работы с родителями и детьми, а также обеспечили оптимальный уровень взаимодействия всех сотрудников ДОУ занятых в этой работе была разработана эта программа.

Материал содержит конспективно разработанный календарный план совместного пребывания одного из родителей и ребенка в условиях ДОУ и охватывает 1 неделю; схему – план комбинированного пребывания (часть времени в ДОУ дети проводят без родителей) – 1 неделя; перспективный план по всем разделам – дальнейшего периода адаптации.

В приложении к программе разработан комплект документов, которыми воспитатель и специалисты ДОУ руководствуются в своей работе.

Такой алгоритм позволяет достигнуть главную цель:

Создание благоприятных условий способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ через внедрение новых организационных способов.

Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:
  1. Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
  2. Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
  3. Формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
  4. Окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.

Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.

Программа адаптации рассчитана на 64 дня.

Первая встреча с родителями происходит в кабинете заведующей. Как правило, они приходят с детьми. Чтобы снизить официальный тон встречи, в кабинете оформляется “Живой уголок”, размещаются игрушки на уровне роста ребенка. В то время, как ребенок увлеченно рассматривает рыбок в аквариуме, или птичку в клетке, или играет с игрушками, заведующая ДОУ беседует с родителями о ребенке, его привычках, состоянии здоровья, режиме дня. По ходу беседы даются рекомендации о корректировке режима перед поступлением ребенка в ДОУ. Родители получают направление на углубленный медицинский осмотр. Им вручается памятка с перечнем документов, необходимых для оформления ребенка в ДОУ, указан режим дня ребенка этого возраста и режим функционирования ДОУ. Обычно оформление ребенка занимает 7–10 дней. В этот период родителям рекомендуется во время прогулок приходить на территорию детского сада и проводить прогулку здесь, чтобы ребенок привык к виду здания ДОУ, освоил игровое оборудование.

В это время воспитатели и помощники воспитателей проводят подготовку групповой ячейки к приему, вносят оборудование для обеспечения оздоровительного комплекса см.Приложение 3 . заготавливают необходимый комплект документов см. Приложение 1 . В приемной для родителей оформляется фотоальбом “Давайте познакомимся”, где помещены фотографии сотрудников с информацией о них: ФИО, занимаемая должность, стаж работы, образование, квалификационная категория, чтобы родители в любое время могли получить необходимую информацию о сотрудниках.

Следует отметить, что игровая и природная среда в группе насыщается постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая зачастую носит стихийный характер. Эти моменты подробно описаны в календарном плане-конспекте.

Открытие адаптационной группы происходит обычно в конце учебного года (конец мая – начало июня). За это время часть родителей успевает оформить все необходимые документы. Открытие группы происходит, когда первые 5–6 человек оформили все необходимые документы. С ними и начинается работа в АГ.

Воспитатели и помощники воспитателя первую неделю работают все вместе в одну смену. Взаимодействие сотрудников осуществляется по схеме см. Приложение 2 . Воспитатель, который собирает информацию, может сам заполнять анкеты, после опроса родителей, чтобы избежать формальных ответов. В течение 1-й недели воспитатели ведут дневник наблюдений за каждым ребенком. Результаты наблюдений фиксируются. Ежедневно ведется обмен информацией между всеми сотрудниками занятыми в процессе.

С первого дня пребывания ребенка в ДОУ, медицинским персоналом проводятся все запланированные мероприятия оздоровительного комплекса см. Приложение 3.

Календарный план-сетка на 2-ю неделю посещения.

Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.


1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.


2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.


3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка, от особенностей нервной системы и т.п.


Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка в детском саду

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:


Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в доу.

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.


Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.


Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.

Способы уменьшить стресс ребёнка


Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желания малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить, вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого дома, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Медицинская страничка

Адаптация ребенка в детском саду

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во все дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции и тд. Дети, посещающие детский сад учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальных занятиях, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полноценным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки.

Проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуально. От того, как пройдет привыкание ребенка к новом распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляется нежелательные для этого возраста привычки, например: мочится в штаны, начинает сосать палец, грызть ногти.

От чего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание спать, кормление и тд. а также стереотипов общения.

Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным неприспособленным к новым условиям.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций: отказа пользоваться горшком, отказ от еды, сна, общения, плача, а так же серьезных заболеваний.

Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребностей в познавательной среде, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить негативные реакции, заболевания. Адаптация-процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватные реагирования на колебания различных факторов внешней среды.

Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врождённой, а формируется постепенно. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе, от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а так же от условий воспитания в семье. По степени тяжести адаптацию различают: легкая, средняя, средне - тяжелая, тяжелая.

При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит, отказывается от игр. Эти явления проходят за 2-4 недели с одним ОРЗ без осложнений.

При средней тяжести адаптации эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуется медленнее за 1-2 месяца. Многие дети заболевают до 4 ОРЗ без осложнений, потеря веса наблюдается в течении 30-40 дней.

При тяжелой адаптации у детей отмечается стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок, много плачут, зовут маму, плохо спят, отказываются от еды. Бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети в первые 10 дней заболевают ОРВИ, болеют не однократно с осложнениями. Адаптация длится 2-6 месяцев и дольше. Наблюдается замедление темпов прибавки роста и веса до 6 месяцев, невротические реакции, отмечается неадекватное поведение длительное время, некоторые перестают говорить.

Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога.

Воспитатель должен заранее ознакомить родителей с режимом сна, питания в детским саду, посоветовать им постепенно приблизить режим ребенка к режиму детского сада.

Родители должны рассказать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка детским садом.

Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию, делиться игрушками и тд.

Совместные усилия родителей, работников детского сада облегчать адаптацию ребенка. Первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Он скучает по маме, по дому, испытывает страх. Детский сад для него дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохо аппетит, при этом не следует кормить ребенка насильно, могут возникнуть трудности при посещении туалета - дети могут отказываться от горшка, мочится в постель, штаны.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно, расставание не следует затягивать, мама должна пообещать вернуться и побыстрее вернуться. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается, но он не в состоянии сразу выдержать пребывание в детском саду в течении всего дня, необходимо постепенно увеличивать продолжительность его пребывания в детском саду.

Родители должны знать что ребенок устает от новых условий и требований и дома он нуждается в тишине, спокойном, ласковом отношении. Родители и воспитатели должны поддерживать хорошие отношения.

Сотрудникам детского сада рекомендуется уделять больше внимания детям для создания положительных эмоций: ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре.

Профилактика неблагоприятной адаптации ребенка включает большой комплекс мер, среди которых важные значения имеют профилактика и лечение, заболеваний у будущей матери, пропаганда здорового образа жизни в семье и санитарно- просветительная работа с родителями, закаливание, витаминизация. Но самым главным остается компетентность, добросовестность и доброе отношение к детям работников детского сада.

профилактических мероприятий по снижению заболеваемости детей

МБДОУ Детский сад №14 на 2013г.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/415962/, http://www.mbdou52.ru/spetsialisty-sovetuyut/razdel-pedagoga/37-adaptatsionnyj-period-v-detskom-sadu.html, http://det-sad-14.ru/roditelyam/mediczinskaya-stranichka.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением