Адаптация детского организма к условиям доу





Понятие и сущность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения

Инна Черкасова
Понятие и сущность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения

В широком смысле понятие«адаптация » рассматривается как способность живого организма приспосабливаться к новым условиям окружающей среды. Эта трактовка понятия«адаптация » скорее относится к приспособлению организма к внешним физическим характеристикам окружающей среды (температуре воздуха, климату, освещению и т. д.). Существует другой уровень адаптации организма — это социальная адаптация. Сущность адаптации состоит в том. что процесс адаптации имеет место быть в ситуациях, когда человек испытывает трудности психологического и физического характера в связи с возникающими противоречиями между своими возможностями и требованиями окружающей среды, в том числе и требованиями социума. Здесь в силу вступает социальная адаптация индивида.

Социальная адаптация — это приспособление индивида к условиям новой социальной среды.

В зависимости от возможностей, силе воздействия факторов окружающей среды и психологических особенностей человека различают три типа адаптации индивида :

1. Творческий тип адаптации. О данном типе адаптации можно говорить в тех случаях, когда индивид вместо того, чтобы приспособится к новым факторам окружающей среды стремится к их изменению с целью приспособить их под свои потребности.

2. Конформный тип адаптации. Данный стиль адаптации заключается в обычном привыкании индивида к новым требованиям и факторам окружающей среды. При этом, действия индивида, направленные на адаптацию к среде можно назвать, скорее, пассивными.

3. Избегающий тип адаптации. Об этом типе адаптации можно говорить в тех случаях, когда индивид не стремится приспособится к новым условиям. Действия человека направленны, скорее, не на адаптацию. а на избегание новых требований окружающей среды.

В возрастной психологии и педагогике изучение адаптации играет важную роль для процесса социализации ребенка. Можно сказать, что от того, на сколько быстро ребенок адаптируется к новым условиям. какой тип адаптации преобладает в его модели поведения, зависит то, на сколько успешно он социализируется в новой социальной среде и в социуме в целом. Но в то же время существует проблема адаптации к новым условиям у детей дошкольного возраста. Так, судя по данным исследования, проведенного К. Л. Печорой лишь 18,5% детей переносят процесс адаптации к условиям ДОУ легко и безболезненно, 75,5% дошкольников имеют средний уровень адаптации к условиям дошкольного учреждения. т. е. Дети в целом адаптируются к новым условиям. но долго и с рядом трудностей. По этим же исследованиям 6% детей дошкольного возраста испытывают большие трудности процесса адаптации к условиям детского сада. можно сказать о том, что они совершенно не готовы к новым условиям. Таким образом, 81, 5% детей дошкольного возраста испытывают те или иные проблемы адаптации к условиям дошкольного учреждения. Сущность этих проблем состоит в том, что до момента поступления в дошкольное учреждение ребенок привыкает к установленному дома режиму дня, определенным внутри семейным отношениям, особенностям домашнего меню в процессе приема пищи, ограниченному кругу лиц в процессе общения. Ребенок адаптируется к условиям внутри семьи и в зависимости от них у него формируется стиль поведения, межличностного общения, развиваются те или иные привычки. С поступлением в детский сад изменяются данные внешние условия. а это влечет за собой и изменения в поведении ребенка. внешние негативные проявления в его поведении, ослабление соматического здоровья. Это происходит по причине того, что ребенок еще не имеет достаточно социального опыта для того, чтобы быстро приспособится к новым условиям .

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Работа психолога по адаптации ребенка к детскому саду

При поступлении в детский сад каждый ребенок, в той или иной степени, проходит через так называемый адаптационный стресс. Внезапный переход крохи в новую социальную среду и долгое присутствие в стрессовом состоянии часто приводит к психологическим нарушениям либо замедлению темпа психофизического становления, ведь способности малыша приспособиться сильно ограничены. Именно поэтому нужна организация специальной деятельности педагогов ДОУ и помощь психолога в более успешной адаптации ребенка к новым условиям.

Малыши в возрасте 1-3 года обладают рядом особенностей: у них обострена чувствительность к расставанию с матерью и присутствует боязнь новизны. Также для них характерна быстрая заражаемость сильными эмоциями (как позитивными, так и негативными) ровесников. Вот почему для педагогов детского сада становятся актуальными несколько вопросов. Как сделать вхождение малыша в детский коллектив максимально безболезненным? Как упростить его страдания и уменьшить стресс из-за расставания с родителями?

Адаптация детского организма к новым социальным условиям часто сопровождается сменой поведенческих особенностей, нарушениями аппетита и сна. Самая сложная «ломка» привычек и организма случается в начальной стадии привыкания, это может привести к дезадаптации, которая уже может стать причиной проблем со здоровьем, поведением и нервной системы малыша. Вот почему согласованная и профессиональная работа воспитателей, психолога и медицинских работников, благоприятный климат в детском саду, согласованность в действиях с родителями – залог оптимального протекания адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения.

Одним из самых важных направлений деятельности детского сада является создание оптимальных психолого-педагогических условий для оптимальной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Пример работы психолога в этот период – психологические занятия с детьми.

Психологические занятия

Задачи занятий:

  • снижение остроты стрессовых состояний малышей в период привыкания к условиям ДОУ;
  • консультирование педагогов по уточнению способов проведения групповых занятий в период привыкания детей;
  • взаимодействие с родителями воспитанников в процессе адаптации малышей.

Чтобы уменьшить влияние отрицательных факторов (расставание с мамой, смена обстановки, незнакомые взрослые и дети), первые занятия можно проводить с участием родителей. Однако следует подходить к совместным со взрослыми мероприятиям достаточно осторожно: малыши, не увидев свою маму, вполне могут разрыдаться, попутно «заразив» плачем и других ребятишек.

Давайте рассмотрим плюсы пребывания родителей на первых занятиях с детьми раннего возраста:

  • в присутствии родителей малыши с большим желанием идут на контакт с психологом, играют с другими детьми;
  • ребенок приобретает первый опыт нахождения в детском саду при поддержке родного человека;
  • совместные занятия являются примером для мам и пап при выборе новых способов общения со своим ребенком, а также способствуют более тесному контакту с психологом в дальнейшем;
  • воспитатель группы также принимает активное участие в проведении подобных занятий, отмечая для себя те игры и упражнения, которые больше всего понравились малышам.

Вместе с решением главных задач и целей занятий психолог решает и другие задачи комплексного развития малышей раннего возраста, которые также способствуют их успешному вливанию в детский коллектив:

  • уменьшение мышечного и эмоционального напряжения;
  • уменьшение повышенной двигательной активности, агрессивности, тревожности;
  • формирование навыков общения малышей со сверстниками;
  • развитие произвольности поведения, игровых навыков, познавательной активности, крупной и мелкой моторики и т. д.

Структура и форма психологических занятий

Организационный момент

Каждое занятие следует начинать с тех игр, которые способствуют согласованности действий всех детей: ребята могут дружно шагать, хлопать ручками по мячам и выполнять другие совместные действия под несложный детский стишок или считалку. Подобные упражнения настраивают на совместную работу в группе, поднимают настроение и повышают двигательную и речевую активность малышей.

Основная часть

Основная часть занятия может состоять из тех упражнения и игр, которые способствуют свободному выражению эмоций детей, взаимодействию друг с другом. К примеру, игры со словесным сопровождением (потешки, стихи, хороводы, «ладушки» и т. д.) вовлекают малышей в занятие, переключают их со слез и рыданий на топанье ножками или хлопанье в ладошки, задают позитивный эмоциональный настрой. В подобных играх все дети, даже самые замкнутые и стеснительные, смогут преодолеть себя и пойти на контакт с психологом и сверстниками.

Итог занятия

Занятия следует закончить малоподвижными, спокойными упражнениями.

Развивающая среда

Правильно организованная развивающая среда также способствует более успешному привыканию малышей к условиям детского сада. Игровую среду в группе следует наполнить соответствующим возрасту оборудованием и игрушками, которые бы не только доставляли удовольствие малышам, но и формировали их представления об окружающем мире и способствовали более активной игровой деятельности.

Психологу также следует подготовить памятки, анкеты, таблицы, ряд тематических консультаций для родителей. Темы консультаций являются отражением наиболее часто встречающихся у родителей вопросов воспитания и развития детей. Повышение психологической культуры помогает родителям осознать важность данного периода развития личности ребенка, способствует повышению у родителей потребности в более частом общении с детьми.

Мероприятия в детском саду с участием психолога можно представить в виде таблицы.

Мы ВКонтакте

Календарь

Рубрики

Комментарии

Это интересно

Стихи для детей

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/ponjatie-i-suschnost-adaptaci-rebenka-k-uslovijam-doshkolnogo-uchrezhdenija.html, http://www.osminojek.ru/rabota-psixologa-po-adaptacii-rebenka-k-detskomu-sadu/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением