Адаптация детей условиям школьной жизни





Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни (педагогический консилиум)

Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

  • выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
  • определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.

Участники педсовета. администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, учитель-логопед, школьный фельдшер.

  • Организация учебного процесса в 1-х классах. Зам.директора по УВР.
  • Характеристика 1-х классов. Классные руководители.
  • Психологическая диагностика первоклассников. Школьный психолог.
  • Здоровье первоклассников. Школьный фельдшер.
  • Выступление учителя-логопеда.
  • Решение педсовета.

1. Организация учебного процесса в 1-х классах.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. К концу педагогического консилиума мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов?

Общие сведения о 1-х классах

Ф.И.О. классного руководителя

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой половине сентября проводится по 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине сентября проводится по 3 урока ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. С октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза.

Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению по счёту проводятся последними.

Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).

Для первоклассников после уроков организована работа группы продлённого дня, которую посещают 25 человек. С детьми работает воспитатель ГПД. Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений. Во время посещения группы продлённого дня ученики получают горячий обед и полдник.

Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

  • ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;
  • первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;
  • знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;
  • хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, актовый зал, столовая, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет и др.

Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.

3. Выступление школьного психолога основывается на данных диагностики школьной зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.

Школьный фельдшер даёт общую картину состояния здоровья первоклассников: количество детей по группам здоровья, по физкультурным группам, количество детей с хроническими заболеваниями, количество первоклассников, получающих дополнительное питание и др. Также медицинский работник представляет информацию об организации горячего питания для первоклассников.

5. Учитель-логопед отчитывается о результатах обследования первоклассников, о количестве детей с нарушениями речи, о первых результатах работы с детьми логопатами.

6. Решение педагогического консилиума.

В решения педагогического консилиума заносятся и озвучиваются выводы и предложения всех участников данного процесса.

Многих родителей дошкольников тревожат отдельные проблемы детей, которые могут осложнить процесс адаптации к школе. Целью работы «Групп адаптации детей к условиям школьной жизни» является подготовка дошкольников к успешной адаптации к новым социальным условиям, а также обеспечение равных стартовых возможностей в 1 классе.

Главное назначение программ для дошкольников состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививается ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программы предусматривают создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Используемые педагогами формы, методы и средства развития детей максимально учитывают психологические особенности дошкольника. На занятиях используются ролевые и дидактические игры. Занятия строятся в форме диалога, самостоятельной практической деятельности, управляемой педагогом. Занятия характеризуются психологическим комфортом для ребенка, положительным эмоциональным фоном общения.

В рамках работы «Групп по адаптации детей к условиям школьной жизни» реализуются следующие программы:

  • Развитие речи
  • Подготовка к письму
  • Окружающий мир
  • Математика и основы логики
  • Изобразительное искусство
  • Логопедические занятия
  • Коммуникативные игры
  • Бумагопластика.

Данный перечень курсов может меняться. Это зависит от запросов родителей, смены актуальности каких-то курсов и др.

Часто трудности в усвоении учебного материала уже в 1 классе могут возникнуть у ребенка с речевыми проблемами. Дефекты звукопроизношения в дальнейшем могут повлечь за собой проблемы на уроках письма, чтения, развития речи, русского языка. Для предупреждения, коррекции названных проблем в группах работает логопед.

Умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми – это одно из условий успешной адаптации к школьной среде. Педагог-психолог средствами курса «коммуникативные игры», а также учителя начальных классах на таких занятиях как «окружающий мир», «математика и основы логики» и др. создают условия для формирования умения общаться, учат задавать вопросы, слушать и слышать собеседника.

Формирование интереса к учебной деятельности, расширение круга общей осведомленности, подготовка к письму, психологическая готовность к новым школьным условиям и многие другие задачи решают квалифицированные педагоги средствами вышеназванных образовательных программ.

Курс «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Нормативные документы
к текущей странице »

Подготовка к школе дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет осуществляется по отдельной программе, включающей несколько направлений. В гимназии действуют 2 группы дошкольников в количестве 33 человек. Обучение ведется по нескольким направлениям: обучение навыкам чтения, счета, письма, информатика, хор, английский язык и ДПИ (декоративно-прикладное искусство- лепка, рисование итп).Занятия проходят по вторникам и четвергам с 17.00 и с 17.30 до 18.30 и до 19.05 соответственно, хор- по средам с 17.00.

Занятия ведутся учителями начальной школы нашей гимназии и включают:

  1. Обучение навыкам счета ( Учитель – Тонкова Ирина Викторовна)
  2. Обучение навыкам чтения ( Учитель-Кузнечихина Галина Сергеевна)
  3. Обучение навыкам письма ( Учитель-Тонкова Ирина Викторовна)
  4. Введение в информатику ( Учитель - Терехина Марина Анатольевна)
  5. Декоративно-прикладное искусство ( Учитель – Фадеева Надежда Владимировна)
  6. Английский для малышей ( Учитель- Галыгина Дарья Викторовна)
  7. Хор ( Учитель – Симагина Наталья Сергеевна)

Тонкова Ирина Викторовна (счет и письмо)

Кузнечихина Галина Сергеевна (чтение)

Галыгина Дарья Викторовна (английский язык)

Симагина Наталья Сергеевна (хор)

Источники: http://festival.1september.ru/articles/514412/, http://www.licey21.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/adaptacia-detej-k-usloviam-skolnoj-zizni, http://estalsch4.edumsko.ru/activity/preschool_groups/articles/doshkol_nyj_centr





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения