Адаптация детей условиях детских домов





Адаптация детей-сирот

Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.

Адаптация ребенка в детском доме

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

  • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
  • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
  • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
  • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Адаптация приемных детей в семье

Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

  • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
  • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

Трудности детей-сирот в жизни

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 3. С. 125–135.
ISSN: 2074-5885 (online)

Социальная адаптация детей, воспитываю¬щихся в условиях детского дома

Ларин А.Н. аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, aaalll999@rambler.ru
Коноплева И.Н. кандидат психологических наук, доцент, кафедра юридической психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ing01@mail.ru

Рассматривается влияние социальной адаптации на успешность жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вступлении в самостоятельную жизнь. Дается определение социальной адаптации с точки зрения психологии и права. Приводятся свежие данные исследований российских ученых, касающиеся социальной адаптации детей, а также данные о жизненной устроенности выпускников детских домов. Подчеркивается, что начало самостоятельной жизни обусловлено сильнейшим стрессом, что дети часто не могут найти свое место в жизни, выработать те механизмы поведения, которые способствуют успешному включению в общественные отношения, получению качественного образования и формированию семейных ценностей. Таким образом, важнейшим условием успешного вступления ребенка в самостоятельную жизнь является его социальная адаптация в обществе, усвоение правил и норм поведения социума, мотивация на продуктивную деятельность, получение образования и создание крепкой семьи и воспитание детей. Приводятся результаты исследования, направленного на выявление коппинг-стратегий поведения в стрессовых ситуациях, особенностей адаптации, а также уровня тревожности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: социальная адаптация, воспитанник, детский дом, выпускник, самостоятельная жизнь

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Газарян А. Социальная адаптация детей-сирот: краткий обзор вопроса. 2013. [Электронный ресурс]// URL:http://www.detdom.info/news/socialnaya-adaptaciya-detey-sirot-kratkiy-obzor-voprosa (дата обращения: 29.04).
  2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 62–70.
  3. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот // Социальная педагогика в России. 2003. № 2. С. 64–71.
  4. Могутова Е.В. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2012. [Электронный ресурс]// URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/adaptaciya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения: 01.05).
  5. Мороденко Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 8. С. 108–111.
  6. Председатель Правительства Д.А. Медведев провел заседание Правительства России по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1 %82%D0%B8/2576 (дата обращения: 30.04).
  7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов: 2-е изд. / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. Питер, 2009. 656 с.
  8. Селенина Е.В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников // Детский дом. 2008. № 28. С. 36–44.
  9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 02.12. 2013 г. № 328-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.1998 г. № 31. Ст. 3802.

Смотри также

Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства The Orphan Children’s Social Adaptation Under the Conditions of the State Childhood Support Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ,
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ,
  • УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ – СИРОТ ,
  • ФАКТОР ,
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ,
  • SUCCESS OF THE ORPHAN CHILDREN’S SOCIALIZATION ,
  • SOCIALIZATION ,
  • SOCIAL ADAPTATION ,
  • SOCIAL ENVIRONMENT ,
  • FACTOR ,
  • SOCIAL RELATIONS

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лайкина О. В.

Рассматривается содержание понятий “социализация” и “социальная адаптация” детей – сирот, а также специальным образом организованная среда учреждений государственной поддержки детства, как фактор успешной адаптации воспитанников, приспособление к системе социальных отношений.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Laykina O. V.

The article considers the content of such notions as “socialization” and “social adaptation” of the orphan children, as well as specially organized environment at institutions of the state support of childhood as a factor of the children’s successful adaptation to the system of social relations.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Челябинского государственного педагогического университета , Лайкина О. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Лайкина О. В. Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства // Вестник ЧГПУ. 2012. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-sirot-v-usloviyah-uchrezhdeniya-gosudarstvennoy-podderzhki-detstva (дата обращения: 26.09).

Лайкина О. В. Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-sirot-v-usloviyah-uchrezhdeniya-gosudarstvennoy-podderzhki-detstva (дата обращения: 26.09).

Лайкина О. В. (2012). Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-sirot-v-usloviyah-uchrezhdeniya-gosudarstvennoy-podderzhki-detstva (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Лайкина О. В. Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства // Вестник ЧГПУ. 2012. №9 С.56-65.

Лайкина О. В. Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012).

Лайкина О. В. (2012). Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

Источники: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6753-adaptacija-detej-sirot.php, http://psyedu.ru/journal/2014/3/Larin_Konopleva.phtml, http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-sirot-v-usloviyah-uchrezhdeniya-gosudarstvennoy-podderzhki-detstva






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением