Адаптация детей с нарушениями в развитии





Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.

Введение
Уровень развития общества
можно определить по его
отношению к инвалидам
Теодор Рузьвельт

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования [7]: правило 6 Стандартных Правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями.


Законодательством Республики Беларусь определено право на образование всех граждан Республики Беларусь. В Кодексе Республики Беларусь об образовании подчёркивается право детей с особенностями психофизического развития на дополнительное образование, с целью расширения их возможностей для участия в социокультурной деятельности.


Весь процесс обучения и воспитания ребенка с особенностями в развитии направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать интеграцию максимально успешной и благополучной. Исходным моментом в структурировании процесса социально-бытовой подготовки является определение конечного результата, который представляет собой обобщенную характеристику, портрет социально-бытовой умелости ребёнка к концу обучения. Важнейшим шагом является определение содержания социально-бытовой подготовки детей, т.е. перечня основных умений, являющихся значимыми для каждого человека в выделенных сферах быта.


Дополнительное образование является важной частью образовательного процесса по социализации детей с особенностями психофизического развития. Занятия декоративно-прикладной и художественной деятельностью дают детям возможность приобрести не только целый ряд полезных практических умений и навыков. Рисование, музыка, лепка стимулируют личностный рост ребёнка, его психическое и эмоциональное развитие и оздоровление. Ребёнок осознаёт свои переживания, они становятся источником понимания себя и самореализации. Обогащается его эмоциональный опыт, гармонизируются эмоциональная и нравственная сферы. Через занятия декоративно - прикладным и художественным творчеством происходит высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей.


Создание ребёнком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации. Интерес к результатам творчества ребёнка с нарушением в развитии со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышают самооценку ребёнка и способствуют его развитию. Именно это и обеспечивает решение важнейшей задачи - социализации ребёнка с особенностями психофизического развития посредством искусства и художественной деятельности.


Понятие социальной адаптации и социализации

Уровень и характер взаимодействия личности и общества определяется степенью ее социальной адаптации и социализации.
Социальная адаптация - интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять определенные биосоциальные функции:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими;
- гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.


Социальная адаптация есть постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружением навыки общения, поведения и деятельность, дающие возможность личности самоутвердиться, реализовать свои потребности и интересы.


Проблема социализации лиц с особенностями психофизического развития и интеграции их в обществе на современном этапе социально-экономических преобразований приобретает особое значение. Признание ценности каждого ребёнка, направлений развития его индивидуальности, формирование личностных качеств - это отражение гуманистических тенденций, которые, к сожалению, не нашли ещё полного понимания в обществе.


Нарушение социально-коллективных связей, обусловленных наличием особенностей развития детей, создаёт предпосылки для иного подхода к выбору форм, средств и методов обучения таких учащихся. Как показывает практика, приходится всё более широко применять социальные формы обучения, основанные на процессе непосредственного включения детей с особенностями психофизического развития на взаимодействие между собой, с другими людьми, налаживания взаимодействия и связей с разными социальными группами и т.д.


Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания, обучения адаптации и последующей интеграции в общество детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. Данная категория детей более всего испытывает трудности в общении, поскольку подвержена негативному влиянию со стороны окружающих за счет повышенной внушаемости и подчиненности. Эмоциональное взаимодействие со средой скудно и однообразно, они часто чувствуют себя изгоями общества.


Эмоциональное оздоровление, разрешение внутреннего конфликта происходит тогда, когда ребенок чувствует себя принятым и понятым.
Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития является более сохраненной по сравнению с их познавательной деятельностью.


Эти дети располагают определенными потенциальными возможностями, которые при благоприятных условиях могут быть реализованы. К их числу можно отнести положительную эмоциональную обстановку, доступную и интересную для ребенка деятельность.
Наиболее распространенной является коррекция посредством творческого выражения личности, не только снимающая посттравматический синдром, но и способствующая раскрепощению, духовному становлению личности, более активному включению в социальные связи, так как является языком невербальной коммуникации.


Исходя из современной концепции о гуманизации образовательного процесса, можно определить гуманистические принципы использования комплекса искусства в качестве основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития:
1. Любой ребенок обладает природной способностью к творчеству.
2. Творческий процесс воспитывает и оздоравливает.
3. Личностный рост осуществляется через самопознание.
4. Переживание и эмоции являются источником энергии.
Продолжение.

Автор: Логвинова И. Ф. методист 1 категории

Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ИНТЕГРИРОВАННАЯ ГРУППА ,
  • ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ,
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ,
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Цветкова Ирина Владимировна

В статье говорится о психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся развитием, реализованной на базе дошкольного учреждения (ДОУ) в группе интегрированного воспитания и обучения города Краснодара. О необходимости создания эффективных условий для нормализации и развития вербального общения при включении ребенка с особыми образовательными потребностями в интегрированную группу (ДОУ), в коллектив здоровых сверстников, высказывая суждение о том, что дошкольные образовательные учреждения располагают сегодня значительными возможностями для организации и проведения развивающе-коррекционной работы с детьми.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Теория и практика общественного развития , Цветкова Ирина Владимировна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада // Теория и практика общественного развития. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada (дата обращения: 26.09).

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада Теория и практика общественного развития (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada (дата обращения: 26.09).

Цветкова Ирина Владимировна (2011). Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада // Теория и практика общественного развития. 2011. №1 С.168-170.

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада Теория и практика общественного развития (2011).

Цветкова Ирина Владимировна (2011). Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада. Теория и практика общественного развития

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.

Для ребенка дошкольного возраста особенно значимо чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Ж. Ж- Руссо подчеркивал, что из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

Слепорожденный не может знать зрительных признаков, глухой от рождения не познает звучащего мира. При частичном зрительном поражении наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.

Для понимания возникающих в результате сенсорного дефекта отклонений в развитии ребенка, необходимо учитывать, что оно осуществляется по тем же закономерностям, что и в норме. Выпадение тех или иных функциональных звеньев в органическом единстве психики приводит к нарушению связей и отношений с окружающим миром, к неадекватному отражению действительности.

Внутрисистемные нарушения или недоразвитие какой-либо сенсорной функции в условиях понимания последствий и созданных с учетом этого правильных условий медико-педагогической коррекции во многом может предупредить возникновение отклонений в психофизическом развитии.

Посмотрим, как взаимосвязан процесс зрительного восприятия в условиях зрительного дефекта.

Источники: http://uvvo.narod.ru/sotsialnaya_adaptatsiya_detej_s_osobennostyami_psi.html, http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada, http://pedlib.ru/Books/3/0254/3_0254-1.shtml






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением