Адаптация детей при поступлении в дошкольное учреждение





Формирование чувства уверенности в окружающем.

Игры на сближение детей друг с другом и воспитателем.

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками .

Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет

Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы .

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

Ребенок подрос и может посещать детский сад.
Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается заболеваниями детей.
Как же подготовить ребенка к детскому саду?
Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с ребенком, когда он приходит из семьи в детский сад.
Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители.
К 2-3 годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым.
При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат, приемы воспитания, характер обучения) меняются.
Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем это выражается?
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела.
У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса и др.

Что же должны делать родители?
Прежде всего, им необходимо заранее познакомиться с условиями дошкольного учреждения, приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания и т.п.)
Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, поблагодарить и т.д.) необходимо положительно настроить малыша.
Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшаться аппетит.
Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников дошкольного учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к условиям дошкольного учреждения.
По каким признакам можно судить о том, что период адаптации закончился.
Объективные показатели: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая прибавка в весе.

Организация адаптационного периода при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение.

14.71 КБ. 564634.docx Автор: Сидорова Анна Николаевна, 30 Мар 2015

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ.

Важнейшим условием успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому основной целью работы по адаптации мы считаем создание условий, облегчающих адаптационный период детей в ДОУ, путем взаимодействия специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников) и родителей.

Для реализации данной цели была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ. (Приложение 1)

Данная модель включает в себя 6 этапов:

1.
Прогноз адаптации.

2.
Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.

3.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.
Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.

5.
Адаптационные занятия с детьми.

6.
Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.


Рассмотрим каждый этап подробно.

Первый этап «Прогноз адаптации» включает в себя:


  • Прямой контакт с ребенком.


    Цель: оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений со взрослыми.


  • Анкетирование родителей «Прогноз адаптации».


    Цель: оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.

    ^Второй этап «Психолого — педагогическое просвещение воспитателей».

    Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных и индивидуальных консультаций.

    ^Третий этап «Психолого-педагогическое просвещение родителей».

    Взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп, медицинских работников с родителями в виде письменных, групповых и индивидуальных консультаций.

    ^Четвертый этап «Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада».

    Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствии с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.

    На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации (первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ). Начинается заполнение листа адаптации.

    ^Пятый этап «Адаптационные занятия с детьми».

    С середины сентября, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М. Книголюб, 2005). (Приложение 2)

    Целью занятий является: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.


  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

  • сплочение детского коллектива;

  • развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;

  • развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.
    Автор: Сидорова Анна Николаевна

    К числу приоритетных направлений в работе педагога-психолога дошкольного учреждения относится сохранение и укрепление психологического здоровья детей. И первым этапом, который закладывает основы, является адаптация к дошкольному учреждению. От того, как пройдет адаптация, зависит дальнейшее физическое и психическое состояние ребенка, его эмоциональное благополучие не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье, как во время адаптации, так и в дальнейшем.


    Традиционно возможные трудности адаптационного периода в психолого-педагогической литературе связывают, прежде всего:

    с предшествующими условиями воспитания;

    со своеобразием межличностных отношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

    с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении;

    с индивидуальными особенностями ребенка; с уровнем развития у ребенка навыков самообслуживания, игровых и коммуникативных навыков.

    В исследованиях Е.И.Морозовой установлено, что наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого является тактильный контакт. Причем для некоторых детей он может быть сравнительно непродолжительным, а для других должен длиться достаточно долго, т.е. средством преодоления стрессового воздействия в период адаптации является эмоционально-тактильный контакт взрослого с ребенком.
    Следует отметить, что чрезмерно активные и неожиданные действия взрослого в непосредственной близости от ребенка, нарушающие его персональное пространство являются фактором, вызывающим стресс. Поэтому при организации игр следует учитывать индивидуальные особенности детей, поскольку в случае, если активность взрослого превышает уровень, обеспечивающий чувство безопасности, может возникнуть состояние страха.
    Важным является положительная оценка ребенка взрослым. Как отмечает Е.И.Морозова, «практически у всех детей порицание приводило к отрицательной эмоциональной реакции, к дезорганизации деятельности…».
    Успешность организации адаптационного процесса связана с учетом вышеперечисленных факторов, влияющих на процесс адаптации. Модель организации работы сотрудников дошкольного учреждения в период адаптации строится по следующим направлениям.
    1. Консультирование родителей по организации подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Приглашение родителей к участию в интерактивных формах работы.
    При подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения родителям необходимо поощрять совместные игры с другими детьми и расширять круг общения со взрослыми, поощрять проявления любопытства и самостоятельности, продолжать активно формировать навыки самообслуживания. Понимание родителями важности подготовки ребенка именно таким образом позволит в дальнейшем сократить период адаптационного периода.
    Важно также сформировать у ребенка положительную установку на посещение дошкольного учреждения. И на первом этапе именно родители и определяют желание ребенка посещать дошкольное учреждение. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении ребенку будет интересно, он будет все время занят важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка изменится. Способность мамы «отпустить» ребенка, принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания также во многом определяет последующее привыкание ребенка к дошкольному учреждению.
    Использование интерактивных форм работы позволяет родителям еще до начала адаптационного процесса проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в дошкольное учреждение, выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации, выбрать из предложенных рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
    2. Консультирование родителей в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.
    Родители вновь поступающих детей, как правило, трепетно, и в некоторой степени тревожно относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении. Обмолвки педагога, нечеткое выражение мысли, информация для коллеги, услышанная родителями, может являться источником переживаний родителей, которые, в свою очередь, сказываются на адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Поэтому важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.
    3. Создание предметно-развивающей среды.
    Основные характеристики предметно-развивающей среды: доступность, эмоциогенность, оптимальная насыщенность. Предметно-развивающая среда должна быть красочной, привлекающей внимание ребенка и в то же время важно сохранить баланс в количестве игрушек и игровых пособий, поскольку излишек, как и недостаток оборудования, не полезен для ребенка. Важно оформить группу так, чтобы она в некоторой мере напоминала ребенку дом: красивые занавески на окнах, удобное размещение мебели, оригинальные украшения стен, проемов, выполненные с учетом интересов детей. При создании предметно-развивающей среды обязательным условием является использование игр с песком и водой. Песочница используется как посредник для установления контактов с ребенком, как психопрофилактическое средство.
    4.Осуществление индивидуального подхода к ребенку.
    Первичную информацию об индивидуальных особенностях ребенка получаем с помощью анкетирования. Желательно провести анкетирование до начала посещения ребенком детского сада. Предлагаются родителям 2 анкеты: «Готовность к поступлению в дошкольное учреждение», где рассматриваются вопросы привычек ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, аппетит, режим сна и бодрствования, наличия психоэмоционального напряжения преимущественно в домашних условиях, и «Социально-демографическая анкета», содержащая вопросы о составе и виде семьи. Таким образом, охватывается широкий круг вопросов, касающихся как индивидуальных особенностей ребенка, так и особенностей воспитания.
    При организации посещений ДУ используется гибкий режим приема. Первое посещение проводится во время второй прогулки в присутствии мамы. Первое совместное посещение детского сада важно не только для ребенка, но и для мамы. Видя профессиональную работу педагога, его внимание и заботу по отношению к другим детям, мама оставляет и своего ребенка через несколько дней на 3-4 часа.
    Основная задача игр, проводимых с детьми в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю.
    5. Контроль за психическим состояние ребенка – заполнение карт адаптации. Регулярное ведение карт адаптации позволяет четко определить динамику привыкания ребенка к дошкольному учреждению и, соответственно, оптимизировать прохождение ребенком адаптации.
    Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, заместитель заведующей по основной деятельности, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители, руководители по физвоспитанию. Одним из критериев, определяющим степень сложности и длительности привыкания к дошкольному учреждению каждого ребенка является сработанность и взаимодополняемость сотрудников дошкольного учреждения. Именно совместная работа позволяет достичь необходимой цели – сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.

    Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

    При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

  • Источники: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod48-2.html, http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/zdorovyy-obraz-zhizni/organizaciya-adaptacionnogo-perioda-pri-postuplenii-rebenka-v-detskoe-doshkolnoe-uchrezhdenie-457404, http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/40-konferenczii-po-psixologii/65-adaptacziya-detej-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu-kak-faktor-soxraneniya-psixologicheskogo-zdorovya






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением