Адаптация детей ограниченными возможностями





«Педагогический советник»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Инвалиды это люди с отклонением в развитии, имеющие физические и/или психические расстройства организма. Эти расстройства возникают по причине разного рода факторов, воздействующих на людей, тем более детей. Это может быть не здоровый образ жизни родителей с вредными привычками (наркомания. алкоголизм, курение и др.), нездоровая экология, некачественный уровень медицины, полученные травмы и т.д.

Проблема социокультурной адаптации является самой острой из всех проблем, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь общества. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации путем нарушения их развития, потери контроля за своим поведением, а также способностей к обучению, общению, передвижению, ориентации, самообслуживанию и трудовой деятельности в будущем.

Cоциокультурная адаптация — сложный и глубокий процесс, который характеризуется постоянными изменениями [1, С. 60]. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех сферах: личность, общество, культура, где постоянно приводятся в соответствие требования и ожидания социума к личности нетипичного ребенка. В итоге успешной социокультурной адаптации ребенок с ограниченными возможностями перестраивает свои установки, поведение и притязания в соответствии с требованиями того общества, в которое он адаптируется. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания, навыки и умения дети-инвалиды направляют на удовлетворение жизненных потребностей, что способствует их становлению как полноценных членов общества.

Эффективная адаптация детей с ограниченными возможностями в современное социокультурное пространство зaвисит oт государственной социальной политики в отношении детей-инвалидов и приоритетности этих мер и зависит oт социального и экономического развития страны. Важным направлением в адаптации детей-инвалидов к социокультурной среде является их активизация и развитие интереса к культуре, искусству, демонстрация способностей, достижений и талантов детей с инвалидностью. Одним из важных аспектов и направлений качественной адаптации детей-инвалидов является использование современных социокультурных технологий, направленных на организацию их свободного времени и досуга. Целенаправленное планирование и реализация эффективных форм, средств и механизмов организации свободного времени и досуга способствуют более эффективной адаптации детей-инвалидов [2, C. 71].

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект социальной адаптации, может и должен стремиться реализовывать целенаправленные шаги для собственной адаптации, овладевать специальными навыками, стремиться как можно плотнее слиться с современной социальной жизнью. Работа в этом направлении осуществляется в рамках психологоориентированных моделей социальной работы и помощи [3, С. 21]. Здесь милосердие выступает начальной ступенью гуманизма, которое должно опираться не на сочувствие и жалость, а на желание обеспечить детям их скорейшее внедрение в общество, основываясь на принципе: общество открыто для детей, а дети открыты для общества. Активная позиция ребенка-инвалида в адаптации к жизни в обществе необходима, так как возможность адаптации находится в строгой зависимости от тяжести и стажа инвалидности. Например, чем меньше стаж инвалидности, легче ее группа и ниже достаток семьи, тем выше мотивация на проведение реабилитационных мероприятий. Это ярко свидетельствует о том, что направленность общества по отношению к инвалиду, понимание его как объекта соцзащиты, как неспособного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что принято называть выученной беспомощностью .

У большинства инвалидов есть возможность и, главное, желание приносить пользу семье и обществу. Однако, у большинства детей с ограниченными возможностями остается нереализованной потребность в социокультурной адаптации. В связи с этим, в реализации подобной потребности велико значение образовательных и культурно-досуговых учреждений, осуществляющих социальные и социокультурные функции.

Вовлекая инвалидов в различные виды деятельности разными средствами — культурно–просветительскими, научно–исследовательскими, информационно–досуговыми и иными — с целью адаптации инвалида в среде и активных взаимоотношений с ней, данные учреждения включаются в социокультурную адаптацию. Социокультурная адаптация процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов. Она осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации в процессах социального взаимодействия и коммуникации.

  1. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. — М. — 2009. — № 3. — С. 60.
  2. Дименштейн Р. П. Кантор П. Ю. Особый ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию // Социально-педагогическая интеграция в России. — М. Теревинф, 2014. — С. 71.
  3. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. — 2013. — №1. — С. 21–30.

Маркина Валентина Васильевна
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки, Россия

27.10, 354 просмотра.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

Как детям-инвалидам и с ограниченными возможностями качественно жить, получать образование, лечиться, заниматься спортом? Решение искали представители власти Пятигорска, директора школ и детских садов, Совет женщин, медики, родители особенных деток. В Центральной городской библиотеке им. М. Горького прошел «круглый стол» «Взаимодействие учреждений образования Пятигорска в рамках инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

-С каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сейчас их свыше полтысячи, – отметила заместитель главы администрации Пятигорска Инна Плесникова, открывая работу «круглого стола», -сегодняшняя встреча – не череда сухих докладов, а живой диалог. Важно понять друг друга, не упустить ничего, что могло бы способствовать самореализации наших детей, обменяться опытом, идеями, предложениями.

Сейчас в окружной столице 568 детей-инвалидов, 285 из них -школьники, 197 -дошкольники. Детские сады посещают 437 ребят с ограниченными возможностями здоровья и 87 детей-инвалидов.

Управлением образования Пятигорска проведен ряд мероприятий по организации вариативных форм обучения детей-инвалидов на дому и посещающих детские сады, рассказала Наталья Васютина, начальник ведомства. В городе сложилась и эффективно работает система обучения детей с ограниченными возможностями в специальных коррекционных группах. В девяти детсадах работает 21 группа для малышей с логопедическими проблемами. Высококвалифицированные специалисты в различных дошкольных учреждениях оказывают помощь ребятам с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательной системы.

Своим опытом социализации в детском реабилитационном центре «Живая нить» поделилась Эльмира Власова, директор пятигорского МУП «Социальная поддержка населения». В планах на лето – лечение детей в санатории, арт-терапия, юридические консультации семей. В Центре реализуется программа «Доступный храм».

-В работе с детьми-инвалидами главное – дать не «рыбу», а «удочку», то есть научить ребенка быть максимально самостоятельным. Здесь важны технологии – сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство. Научить жить в квартире, выходить из дома, зарабатывать.

Сейчас в МУП «Соцподдержка населения» работают над новым проектом -созданием на своей базе адаптивной квартиры-тренажера. Здесь под контролем специалистов, в максимально безопасном и удобном пространстве инвалид сможет получить навыки самостоятельной жизни и ведения хозяйства.

В ходе разговора затронули и другие темы. Вопросы из зала оказались самые простые: как многодетной маме с ребенком-инвалидом быстрее попасть к врачу, когда нет талонов, как особенным детям сдавать ЕГЭ, что делать, если инвалид хочет заниматься спортом. Диалог с мамами вел главврач Детской городской больницы Пятигорска Олег Никулин.

По словам медика, записаться на прием можно по Интернету или оставить заявку на талон в специальном журнале в регистратуре. Когда подойдет очередь, с пациентом свяжутся по телефону и пригласят на прием. Олег Витальевич попросил родителей не обижаться, а решать все вопросы на месте.

Подвела итог встречи председатель Совета женщин Наталья Абалдуева.

-Главное -вкладывать душу в работу и не оставлять семью с больным ребенком один на один с бедой. Работы много, есть финансовые и кадровые трудности. Только совместными усилиями мы сможем помочь особенным детям стать полноправными членами общества.

Внимание!

В Пятигорске сформирован городской депутатский корпус
30 сентября состоится первое заседание Думы города 5 созыва. Новый состав городского представительного органа власти известен уже сейчас.
Читать далее

Редакционная колонка

№172-173— 27 Сентября 2016

Пятигорск туристический Сегодня планета отмечает Всемирный день туризма — международный праздник, учрежденный Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году в испанском городе Торремолинос. Дата приурочена
Читать далее

«Пятигорск - столица СКФО» от 24 сентября 2016 г.

Информационно-аналитическая программа «Пятигорск - столица СКФО» выходит на канале Россия_1 (в эфире ГТРК Ставрополье ) каждую субботу в 11:10.

В Югре продолжается работа по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

На встрече губернатора Югры Натальи Комаровой с представителями общественных организаций, объединяющих родителей детей с особенностями развития, которая прошла в Сургуте, глава региона призвала все заинтересованные стороны активизировать работу по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Как сообщил заместитель директора Департамента здравоохранения Югры Владислав Нигматулин, в настоящее время готовится к выпуску справочник в помощь родителям, воспитывающим детей с особенностями развития, -«Медицинский навигатор». Издание будет содержать сведения о правах и льготах детей-инвалидов, перечень услуг и медицинских организаций, действующих в Югре. Его электронная версия будет размещена на сайтах Департамента здравоохранения и профильных организаций.

«В настоящее время на сайте департамента разрабатывается раздел, который будет содержать информацию о заболеваниях, послуживших причиной ограничения жизнедеятельности ребенка, -сообщил Владислав Нигматулин. – Там можно будет найти информацию о медицинских организациях, оказывающих различные виды помощи детям, ссылки на сайты общественных и благотворительных организаций, форум для родителей, а также онлайн консультирование специалистов».

Специалисты Департамента здравоохранения Югры, представители органов исполнительной власти, муниципальных образовательных учреждений, центральной и территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Сургута, Нижневартовска, Нягани, Ханты-Мансийска, Нефтеюганска и Урая приняли участие в совещании по вопросам предоставления государственных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, на базе образовательной школы города Ханты-Мансийска.

Как отмечает заместитель начальника отдела медицинской реабилитации Департамента здравоохранения Югры Татьяна Иванова, в рамках встречи прозвучало 19 докладов о специфике работы и обучения детей с ограниченными возможностями: «Особое внимание было уделено психолого-медико-педагогической комиссии, ведь для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания. Проведение встречи позволило специалистам обменяться опытом и обсудить наиболее важные вопросы, в том числе и связанные с законодательством».

Источники: http://pedsovetnik.org/stati-po-pedagogike/F01DBBC1-922A-4EF2-9DE7-F13955A085BE/339/, http://pravda-kmv.ru/sotsialnaya-adaptatsiya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/, http://riaami.ru/read/v-yugre-prodolzhaetsya-rabota-po-adaptatsii-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения