Адаптация 5 классников средней школе





Адаптация учащихся 5-х классов. Планета Пятый класс . Из опыта работы

Я многое могу понять

И даже многое принять,

Но научиться как помочь

Души своей не превозмочь?

“В настоящий момент мы наблюдаем за учениками пятых классов в период адаптации…”, “необходимо обратить внимание на адаптацию детей при переходе…”, “адаптация учащихся пятых классов – один из важных аспектов…” – кто из учителей, завучей, психологов и даже родителей не произносит эти слова ежегодно, отправляя в школу и встречая там таких восторженных, растерянных, сияющих как медные пятаки от гордости (“Ура! Я взрослый!”)и дрожащих от волнения (“Мама, а как я запомню столько учителей? А по кабинетам нас будут водить?”) пятиклассников. Принять ребенка при переходе из начальной школы в среднюю, понять, как ему сложно, помочь ребенку и его родителям справиться с трудностями и переживаниями – вот основные задачи школьного психолога в этот период.

Что ощущает ребенок (ученик, пятиклашка), оказавшись в средней школе? ОН – как космонавт, перелетевший с одной, знакомой и обжитой планеты, на другую – тоже чуть-чуть знакомую, о которой он когда-то слышал, но уж никак не ожидал, что так скоро здесь окажется! И как хорошо, если простроена система – своеобразный скафандр, который не только оберегает, но и помогает ребенку, заботится о нем, упорядочивает вращение метеоритов (родителей, педагогов, психологов) вокруг планеты “Пятый класс”.

В чем же заключается система, из чего состоит “скафандр” и как подчинить системе вращение “метеоритов”?

В первую очередь – это наблюдение и работа непосредственно с детьми.

Наблюдение (начиная с конца апреля четвертого класса), в процессе которого можно увидеть не только как работает ребенок (уровень работоспособности), но и каков его характер, как его принимает коллектив, и что из себя представляет сам коллектив. Ведь урок для пятиклашки, тем более новый, с незнакомым педагогом – это тоже экстремальная ситуация!

Классные часы – вот где психолог может осуществить свои идеи и задумки! Интервью педагогов, пазлы из имен учителей – предметников и лабиринт из названий предметов (см. Приложение 1 ), обыгрывание ситуаций, как можно пошалить на уроках и роли строгих педагогов – все это оказывается так интересно, и на планете “Пятый класс” жить почти не страшно! Да к тому же планета совсем не одна, она постоянно в окружении “метеоритов”:

Родители

Нет никого и ничего важнее для наших пятиклашек, чем их родители. И так должно быть!

Первое родительское собрание в пятом классе – это и знакомство, и собственная презентация, решение тут же возникших проблем и предупреждение возможных, ну и конечно наблюдение (теперь понятно, почему Витя все время перебивает учителя, а Даша по любому поводу заразительно хохочет!). Главное постараться, чтобы эта первая встреча не превратилась в длинный монолог, а стала продуктивным искренним диалогом между психологом и родителями, ведь от этого зависит, будет ли родитель “метеоритом”, крутящимся вокруг планеты, или станет взбалмошным “астероидом”, имеющим свою орбиту и уходящим в чужие галактики! Конечно, одного собрания недостаточно, приходится встречаться с родителями в течении года по нескольку раз и если они приходят на собрание и консультации – это победа!

Педагоги

Строгие и справедливые, ласковые и сердитые, профессионалы, выпустившие не первый свой одиннадцатый класс и новички, для которых пятый- это их первый. Как важно все это учесть! Сколько раз в течении года нужно напомнить (намекнуть, дать понять), что это не одиннадцатый, а пятый, что нужно вновь все рассказывать и показывать, объяснять и требовать, жалеть и вытирать слезинки- вы будто вернулись на семь лет назад!

А как простроить работу с классом, где все новенькие- ученики и классный руководитель? Поддержать, подсказать, не дать разувериться в своих силах, дать всю возможную информацию о возрастных, в том числе и психологических особенностях ребенка – вот работа психолога.

Ежегодные лекции, “круглые столы” и семинары- практикумы, как для классных руководителей, так и для педагогов-предметников. И здесь уже учителя меняются с детьми местами и пытаются понять самих себя с позиции ребенка, а иногда и изменить некоторую педагогическую традицию. Пусть не всегда, но это получается.

Таким образом и педагоги-“метеориты” прочно входят в систему вращения вокруг планеты “Пятый класс”.

Стоят упомянуть и о других жителях планеты – таких же “космонавтах”-пятиклассниках, без которых картина была бы не полной.

Дети

Взаимоотношения в классе, отношение к новеньким – важные аспекты для каждого ученика. Прочные на первый взгляд пары друзей часто распадаются – меняется обстановка, появляются новые интересы. Классные часы на тему “Новенький”, психологические игры и планомерное наблюдение за классным коллективом, в котором главная роль отдается классному руководителю, позволяют повысить уровень благополучия отношений в классе.

Заканчивается пятый класс – родители уже не так волнуются в преддверии шестого, уже считают себя “опытными космонавтами” наши пятиклассники и метеориты-педагоги систематично вращаются по орбите. Но еще немного и в шестом классе некоторые пятиклашки остаются “пятиклашками”. Тогда возникает вопрос: действительно ли все в порядке, не ошиблись ли мы с дезадаптированными, уютно ли всем, прошедшим адаптацию? Именно эти вопросы решаются на “круглом столе”, собираемом в первой четверти шестого класса.

Действительно ли все то, о чем рассказывалось выше помогает в снижении уровня дезадаптированных? Если смотреть на результаты работы в нашей средней школе – то да.

В первую очередь снизился общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе – при диагностике учащихся пятых классов (“Изучение школьной тревоги младших подростков” Филипс-тест) из факторов наибольшей тревожности заметно снизился процент выбора проблем и страхов в отношении с учителями и страх ситуации проверки знаний. Повысился уровень благополучия отношений в классе: за последние пять лет не повысился и так достаточно низкий процент “отверженных” среди пятиклассников (данные социометрии). Ну и конечно процент дезадаптированных учащихся практически сведен к нулю

Вышеперечисленные аспекты работы сложились в определенный план, рожденный непосредственно из опыта работы психолога, педагогов, пожеланий родителей и оправдывает себя на протяжении вот уже нескольких лет (см. Приложение 2 ). Конечно, приходится незначительно менять формы работы, придумывать новые игры, но это скорее дополнение к основе, которая действует!

Почему же все-таки “планета”? Сравнивая пятый класс с планетой, а систему сопровождения с метеоритами, мы имеем творческую возможность вычленить работу по адаптации пятиклассников из общей работы школьного педагога-психолога. На мой взгляд, успешность человека в личной жизни, как в общественной, так и в профессиональной деятельности в значительной степени обеспечивается уровнем его психологической подготовки, его умением адаптироваться к создавшимся условиям. И как бы странно это не звучало, но и благополучная адаптация к обучению в пятом классе несомненно будет способствовать достижению этой цели.

Пусть в будущем у вас все будет хорошо, дорогие “космонавты”!

Статья по теме:
Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)

Предварительный просмотр:

Решение проблемы адаптации 5-классников в среднем звене ( отчёт классного руководителя на психолого- педагогическом семинаре).

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни.

  1. обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка
  2. постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения .
  1. новые учителя
  2. новый режим
  3. новые требования
  4. новые правила
  5. необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.
  1. Возросший темп работы на уроке: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  2. Возросший объём работы как на уроке, так и дома;
  3. Новые требования к оформлению работ;
  4. Необходимость находить самостоятельно дополнительную информацию

( литературу) и работать с ней.

  1. Усталый утомлённый вид ребёнка.
  2. Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  3. Стремление переключить внимание взрослых от школьных событий.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Беспокойный сон.
  7. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  8. Жалобы на плохое самочувствие.

Сроки адаптационного периода.

  1. 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
  2. 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

  1. Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3 Невнимательность и неусидчивость.

4 Частая смена приятелей.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

  1. Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям»
  2. Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий
  3. Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
  4. Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения».
  5. Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка
  6. Еженедельные консультации школьного психолога
  7. Сотрудничество с учителями – предметниками.

Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение, качество выполнения и степень участия в делах класса и школы отражается в рейтинговой таблице. В конце I четверти подвели итоги по номинациям «Лучший ученик», «Образцовый дневник», «Лучшая предметная тетрадь».

На своих уроках обращала внимание на следующее:

  1. По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
  2. Ставить оценку не за отдельный ответ а за несколько (на разных этапах урока)
  3. Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
  4. Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.

По итогам I четверти в классе 4 отличника, 9 учеников учатся на «4 и5». Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 57%.

Классный руководитель – Плотникова Г.В.

Адаптация 5-ти классников к новым условиям труда

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации(приспособление к новым условиям труда), во многом зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка.Младший подростковый возраст- это период бурного роста и развития организма. Это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, но это стремление сочетается с почти полной неспособностью что-либо довести до конца без помощи старших.Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Ребенок пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь- семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Именно в пятом классе дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.В данном возрасте происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для начальной школы) на ведущую деятельность общения со сверстниками. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в другом виде деятельности.мственная активность пятиклассников велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияют на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.Для того, чтобы избежать серьезных последствий переходного возраста, взрослые должны научиться относиться к своим детям как к взрослым людям. Необходимо найти для подростка новое место рядом с собой, предоставить ему ту степень самостоятельности, которая соответствует его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяет взрослому влиять и руководить подростком. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе.

1.Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах

2.Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми.

3.Дайте возможность ребенку высказываться, делать свой выбор в поступках.Учите их разумно обосновывать поступки.Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.

3. Никогда не исправляйте, унижая.

4.Предоставляйте ребёнку самостоятельность при выполнении домашнего задания, помогите, если это необходимо, но не делайте домашнее задание за него.

5.Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому,
что преподают в школе.

6.Особенные усилия прилагайте для того,чтобы поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни происходят изменения.

7.Развивайте самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребёнка

8. Будьте терпеливы.Давайте ребенку время на осознание нового.

9.Внушайте положительное.Не пугайте ребенка будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.

10.Чаще хвалите и поощряйте ребенка.Взрослые часто не обращают внимание на что-то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку, когда он добивается успехов.

11.Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый.

12.Формируйте положительную самооценку:«Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».

13.Верьте в своего ребенка.

Таким образом, успешность прохождения образовательной траектории ребенка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле. И мы надеемся, что знание некоторых «тонких моментов» в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь и вам, и вашим детям.

Материал подготовила — педагог-психолог Надточий Е.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение Средняя школа № 143 г. Красноярска

Адрес: 660125, г. Красноярск, ул. Урванцева, 26А

Тел. (391) 220-47-83

Время работы: пн.-пт. с 8:00 до 18:00, сб. с 8:00 до 17:00, выходной: вс.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/513832/, http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/09/23/reshenie-problemy-adaptatsii-5-klassnikov-v-osnovnoy, http://sch143.rastrnet.ru/doc/adaptatsiya-5-ti-klassnikov-k-novym-usloviyam-truda






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением