Педагогический консилиум педагогов школы, работающих с учащимися 5 класса.
11 декабря 2013 года состоялся педагогический консилиум педагогов школы, работающих с учащимися 5 класса.
11 декабря 2013 года состоялся педагогический консилиум педагогов школы, работающих с учащимися 5 класса.
Тема консилиума Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене .
организация адекватных условий развития, обучения и воспитания обучающихся пятого класса в соответствии с их образовательными потребностями согласно ФГОС, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.
На консилиуме присутствовали:
педагоги, работающие в классе; классный руководитель, администрация школы, медицинский работник, педагог-психолог.
Форма проведения: круглый стол.
1. Выступление классного руководителя пятого класса с вопросом: Характеристика класса .
2. Выступление медицинского работника с вопросом: Результаты диспансеризации. Динамика развития здоровья пятиклассников .
3. Выступление учителей-предметников.
4. Выступление педагога-психолога с вопросом: Психологические особенности пятиклассников. Адаптация к новой ступени обучения .
5. Рекомендации консилиума.
Выступление классного руководителя пятого класса с вопросом: Характеристика класса
Классный руководитель Боровиков А.О. предоставил присутствующим развернутую характеристику класса по следующему плану:
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png / количество девочек, мальчиков
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png / дети из неполных семей
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png / дети из многодетных семей
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png / дети из неблагополучных семей
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png / одаренные дети
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png / дети, находящиеся в социально-опасном положении
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png / особенности класса, взаимоотношения детей в классе
Вступление медработника школы с вопросом: Результаты диспансеризации. Динамика развития здоровья пятиклассников
Медработник Исаева В.С. рассказала присутствующим о результах диспансеризации и представила динамику развития здоровья учащихся пятых классов.
Учителя – предметники Канищева А.С. Мерк М.Г. Баднин А.А. Ситников А.А. поделились своими наблюдениями, обменялись мнениями и впечатлениями о подготовке учащихся, рассказали о трудностях в работе. Было отмечено, что программа нач. школы и среднего звена не всегда имеет плавный переход, детям и учителям приходится сталкиваться с отсутствием преемственности в программе между начальной и средней школой.
Вступление педагога-психолога Смирновой С.В.: Психологические особенности пятиклассников. Адаптация к новой ступени обучения .
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Внешне это проявляется по-разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности.
Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками. Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Рекомендации. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его поведение, а только знания.
Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
На основании анализа работы учителей — предметников, классного руководителя, психолога школы, было принято решение консилиума:
- Признать адаптацию учащихся 5-го класса к новым условиям обучения удовлетворительной.
- Строить работу с учащимися в соответствии с требованиями ФГОС соответствующих ступеней обучения.
- Соблюдать единство требований всех педагогов в оценке знаний, формах и методах дозировки домашнего задания. Привлекать учащихся к постановке целей и задач урока.
- При организации учебного занятия в 5 классе использовать смену деятельности, разнообразные приемы опроса, методы взаимооценивания, добиваясь при этом 100% подготовки к уроку.
- Систематически проводить физкультурные минутки в 5 классе, поддерживать интерес к учебе, используя игровые моменты и методы положительной мотивации.
- Применять исследовательские и творческие методы изучения нового материала с учётом психологических и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей памяти и мышления.
- Довести выводы консилиума до сведения родителей.
- Классному руководителю: Боровикову А.О. продолжить работу по формированию классного коллектива.
- Психологу школы Смирновой С.В. провести повторную диагностику с пятиклассниками, имеющими высокий уровень тревожности.
- Классному руководителю: Боровикову А.О. на основе полученных результатов спланировать индивидуальную работу с учащимися.
- Учителям, работающим в данном классе, принять к сведению выводы консилиума.
Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности Биология
Аннотация
научной статьи по биологии, автор научной работы — Сахарова И. Н.
Изучена динамика психофизиологических показателей адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. Отмечено, что начало обучения в пятом классе вызывает напряжение адаптивных механизмов, что выражается в снижении умственной работоспособности в развитии утомления и в нарушении эмоционального состояния учащихся.
Научная статья по специальности Общие вопросы из научного журнала Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского , Сахарова И. Н.
Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Сахарова И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2006. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-uchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-srednee-zveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 27.09).
Сахарова И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (2006). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-uchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-srednee-zveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 27.09).
Сахарова И. Н. (2006). Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-uchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-srednee-zveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 27.09).
Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Сахарова И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2006. №5 С.117-121.
Сахарова И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (2006).
Сахарова И. Н. (2006). Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского
Адаптация 5-классников
Адаптация к 5 классу /upload/images/files/Адаптация к 5 классу(1).docx
Возрастные психологические особенности пятиклассников и основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям и суждениям взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я . Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений и норм взаимодействия. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. В силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
Постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков очень высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех или неуспех существенно влияют на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. Учитывая при этом физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Проблемы адаптации пятиклассников не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны с организацией жизни в школе в целом. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают на следующие сложности:
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- много новых кабинетов;
- новый классный руководитель;
- новые дети в классе (или я сам в новом классе);
- в средней школе мы снова – самые маленькие, а в начальной были уже большими;
- проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате)
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности . но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:
- возросший темп работы;
- возросший объем работы;
- новые, непривычные требования к оформлению работы;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней.
По наблюдениям психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников.
При переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с классным руководителем. С его помощью происходит принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.
1. Видеть в каждом ребенке уникальную личность, поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
2. Учитывать психологические особенности 10-11 летних детей, вступающих в подростковый период развития.
3. Помочь принять новых учителей-предметников и адаптироваться к их различающимся требованиям.
4. Помочь принять новую позицию ученика основной школы.
5. Помочь в работе по самоорганизации и самоконтролю.
6. Организовать работу ученического актива.
Очень важным условием сохранения психического здоровья ребенка в школе является создание ситуации успеха. Это залог положительного отношения к учению, школе, труду.
Усталый, утомленный внешний вид.
Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей и одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Признаки успешной адаптации
Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
Ребенок легко справляется с программой.
Повышенная степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем
Источники: http://schuc123.mskobr.ru/obrazovanie/seminary-i-pedsovety/pedagogicheskij_konsilium_pedagogov_shkoly_rabotayuwih_s_uchawimisya_5_klassa/, http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-uchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-srednee-zveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly, http://edu.tatar.ru/moskow/page1037600.htm/page2765556.htm
Комментариев пока нет!